«Гиперборей» – блок плавного управления электровентилятором охлаждения интеркулера системы турбонаддува двигателя
- Стабильная температура интеркулера
- Принудительное включение для резкого старта
- Экономится электрическая мощность генератора
Содержание
Турбонаддув на автомобиле.
Количество топлива, которое эффективно сгорает в цилиндрах двигателя, жестко связано с объемом воздуха, засасываемого мотором в цилиндры при пуске. Соотношение масс, составляющее примерно 1 кг топлива на 15 кг воздуха, должно выдерживаться очень строго, дальнейшее обогащение смеси приводит к уменьшению мощности. Чтоб преодолеть эту преграду, нужно подать в цилиндр больше воздуха, нагнетая его под избыточным давлением. В этом случае происходит адекватный рост мощности и разгонной динамики.
Это основная идея турбонаддува двигателя внутреннего сгорания.
Подробнее можно посмотреть здесь:
Теория турбонаддува
Что такое турбонаддув?
Лошади из воздуха
Для чего используется охлаждение интеркулера в системе турбонаддува?
Побочным и неприятным эффектом при нагнетании воздуха в турбине является нагрев наддуваемого сжатого воздуха. Ведь чем он горячее, тем больше он старается расшириться, тем меньше по весу его войдет в цилиндры, соответственно меньшая мощность снимется с двигателя. Для его охлаждения используется специальный радиатор - интеркулер, через него пропускается горячий наддуваемый воздух, а охлаждение ведется либо естественным набегающим потоком воздуха, либо потоком уличного воздуха, принудительно подаваемым с помощью электровентилятора. Часто встречаются решения, когда поток охлаждающего воздуха создается только вентилятором.
Преимущества и выгода
Блок плавного управления электровентилятором охлаждения интеркулера «СиличЪ-Гиперборей»:
- Плавно включает электровентилятор охлаждения интеркулера при достижении заданной водителем температуры наддуваемого воздуха на необходимую и достаточную для охлаждения мощность. При максимальных мощностях двигателя вентилятор выходит на 100% мощность.
- В режиме средних мощностей работы двигателя изменяет скорость вентилятора так, чтобы температура воздуха на выходе интеркулера была стабильной.
- При наличии штатного реле включения вентилятора работает параллельно с ним в режиме резервирования.
- Есть вход принудительного включения на 50%, полезен для подготовки резкого старта.
- Есть защиты от короткого замыкания в нагрузке, блок останется исправным, даже если вентилятор выгорит.
Что может предложить ООО «СиличЪ» особенного для системы турбонаддува?
Давайте поподробнее рассмотрим охлаждение радиатора интеркулера.
Как мы уже знаем, плотность воздуха уменьшается с ростом температуры, значит его по весу меньше попадает в двигатель и мощность двигателя уменьшается. Классическая релейная схема предусматривает включение вентилятора охлаждения интеркулера при достижении определенных оборотов двигателя или температуры нагнетаемого воздуха. Но включает вентилятор она сразу на полную мощность, по другому она не может.
Чем плохо релейное управление электровентилятором?
- Надежность реле ниже, чем надежность современных электронных ключей. Сопротивление замкнутых контактов реле тоже больше, чем сопротивление замкнутого электронного ключа.
- Реле без дополнительных устройств не может подключать нагрузку плавно. А электроприборы, как известно, горят именно в момент включения (вспомните сгорание обычных электролампочек в момент нажатия на выключатель). А электронные ключи включаться плавно умеют.
Чем хорошо плавное управление электровентилятором интеркулера?
На 100% мощности включения вентилятора большой разницы между релейной и нашей схемой управления нет.
А вот при отпускании педали газа начинаются отличия.
- Для реле:
вентилятор продолжает вращаться на 100% мощности. Как только мы начинаем сбрасывать газ с максимальных оборотов - температура наддуваемого воздуха начинает падать по законам физики. Казалось бы это хорошо: мощности можно больше снимать, но только зачем, газ то ведь мы сбрасываем, т.е. мощность уменьшаем? То есть этот резерв по температуре и мощности не собираемся использовать... Двигателю тоже не очень комфортно - только что температура входящего воздуха была высокая, сейчас сразу же низкая. - Для «СиличЪ-Гиперборей»:
температура наддуваемого воздуха будет поддерживаться на том же уровне, что и на максимальной мощности. Вентилятор при этом обороты снижает.
Это хорошо по трем причинам:
- Турбонаддув остается всегда готовым для перехода в максимальную мощность (температура ведь та же)
- Двигатель по входному наддуваемому воздуху находится при одной температуре, а для двигателя любая стабильность - всегда хорошо.
- Экономится электрическая мощность генератора.
Вследствии последнего при использовании «СиличЪ-Гиперборей» можно использовать гораздо более мощный вентилятор, неприменимый при управлении через реле (аккумулятор разряжается). А мощный вентилятор в паре с «СиличЪ-Гиперборей» позволит еще дополнительно поднять мощность двигателя при турбонаддуве. И экономия электрической мощности на автомобиле никогда излишней не была.
«Гирперборей» – находка для всех устанавливающих турбонаддув своими руками.
Если Вы устанавливаете самостоятельно нагнетатель наддувочного воздуха на свой автомобиль или врезаете своими руками интеркулер в уже существующую систему турбонаддува, то «СиличЪ-Гирперборей» упростит этот процесс инсталяции:
- в комплекте есть все необходимое для работы вентилятора интеркулера, т.е. само управляющее устройство и датчик температуры наддуваемого воздуха.
- алгоритм управления позволяет выбирать температуру наддуваемого воздуха, например под сезон.
- в салон можно вывести кнопку предварительного включения охлаждения интеркулера на 50%, вход для этого есть.
- максимально уменьшено количество разъемных соединений, таких, как колодка механического реле, страдающих ненадежностью.
Установка «СиличЪ-Гирперборей»
Установка «СиличЪ-Гирперборей» - блока плавного управления электровентилятором охлаждения интеркулера системы турбонаддува двигателя почти не отличается от установки «СиличЪ-Борей» - блока охлаждения радиатора двигателя.
Процедура установки «СиличЪ-Гирперборей» элементарна. Блок управления имеет четыре жгута:
- жгут питания,
- жгут вентилятора,
- жгут управления,
- жгут датчика температуры.
Жгут питания содержит два провода питания блока управления, которые подключаются к аккумуляторной батарее.
Жгут вентилятора имеет два разъема. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы (если таковая есть) и подстыковывается к первому разъему жгута (в нем задействован один контакт). Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему жгута. Перепутать их не получится, они разные (розетка и вилка).
Жгут управления содержит два провода, первый из которых крепится к массе (измерительная масса), на второй можно подать "массу", если есть необходимость принудительно включить вентилятор на 50%.
Датчик температуры устанавливается в воздушном потоке на выходе из интеркулера, необходимо принять меры, чтобы воздух эффективно обдувал окукленный датчик, обжатый термоусадочной трубкой. В транспортном положении трубка закрывает датчик полностью, перед установкой излишек трубки необходимо аккуратно отрезать, чтобы воздух обдувал именно выступающий из трубки датчик (выступать он должен на 0.5-1мм).
Процедура установки доступна любому водителю, представляющему где под капотом его автомобиля расположен аккумулятор и электровентилятор интеркулера. Затраты времени на установку блока не превышают 30 минут при подготовленном месте установки датчика.
Более подробно со всеми аспектами работы «СиличЪ-Гиперборей» можно ознакомиться на форуме и в разделе «СиличЪ-Борей». Там же расположены и статьи по тематике управления электровентилятором.
Паспорт и инструкция по эксплуатации:
Паспорт «СиличЪ-Гиперборей» – блок управления электровентилятором интеркулера.
Паспорт «СиличЪ-Гиперборей» – предыдущей версии.