«Борей-КВ» – блок плавного управления вентилятором радиатора автомобиля (БУ ЭВСО) с коммутацией по «минусовому» проводу
- Снижение расхода топлива
- Увеличение срока службы двигателя
- Вентилятор работает практически бесшумно
Содержание
Модификации (виды) «Борея"
Существуют два вида «Борея» - с коммутацией либо минусового либо плюсового провода к вентилятору. Соответственно в «Борее» будет присутствовать либо буква «К»(минусовой) либо буква «А»(плюсовой). Все версии герметичны в отношении платы, версии с проводами также герметичны и в месте впайки проводов.
Остальные модификации связаны с наличием\отсутствием впаянных проводов, толщиной силовых проводов (2.5 или 4 кв.мм.) и мощностью (320 или 520вт), типом разъема к вентилятору, напряжением батареи 12В или 24В(грузовики).
Корпус «Борея» - алюминиевый размером 45х45мм либо 35х90мм, размер не привязан к какому-то виду Борея и может меняться от партии к партии. Корпус служит теплоотводом и электрически изолирован от платы.
Узнать, какой из проводов к вентилятору коммутирует реле штатной системы автомобиля можно следующим образом. При включенном зажигании, но на не заведенном ДВС и выключенном вентиляторе нужно тестером померять напряжение на любом из выводов вентилятора относительно массы. Если тестер покажет +12В, то вентилятор коммутируется проводом "массы" и Вам нужен «Борей-КВ». Если покажет 0Вольт - то "плюсовым" проводом, соответственно Вам нужен «Борей-АВ» .
Борей-КВ |
Эта версия находится на текущей странице. «Борей-КВ» коммутирует "массу". Мощность модели 320вт. Герметичное исполнение «Борея», провода 2.5кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится. |
|
Борей-АВ |
Эта версия находится на другой странице. «Борей-АВ» коммутирует провод "плюс". Мощность модели 320вт. Герметичное исполнение «Борея», провода 2.5кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится. |
|
Борей-КВ4 |
Эта мощная версия находится на текущей странице. Рекомендуется для ДВС более 3л. «Борей-КВ4» коммутирует "массу". Мощность модели 520вт. Герметичное исполнение «Борея», провода 4кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится. Имеется заказное исполнение на 24Вольта. |
|
Борей-АВ4 |
Эта мощная версия находится на другой странице. Модель 2019г. «Борей-АВ4» коммутирует "плюс". Мощность модели 520вт. Рекомендуется для ДВС более 3л. Герметичное исполнение «Борея», провода 4кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится. |
Назначение блока управления вентилятором (БУ ЭВСО)
Все люксовые автомобили, оснащенные электровентиляторами радиатора системы охлаждения, имеют и модуль плавного управления скоростью вращения этого вентилятора. Это неслучайно, поскольку такое управление дает массу преимуществ в сравнении с классическим релейным управлением. Плавное управление скоростью вращения имеет только один существенный недостаток - высокую цену. Вот именно в плане цены наш блок управления вентилятором дает огромную фору импортным аналогам, ни в чем не уступая им по остальным параметрам. Историю создания «Борея» можно посмотреть здесь.
«Борей» предназначен для изменения скорости вращения электровентилятора радиатора системы охлаждения в зависимости от текущей температуры двигателя автомобиля таким образом, чтобы температура ДВС не уходила выше 1-2градусов от установленной точки включения электровентилятора. C этой задачей «Борей» справляется гораздо лучше, чем штатная релейная система.
Блок управления «Борей» - это система управления вентиляторами, имеющая расширенные функции в сравнении со штатной системой.
- БУ ЭВСО решит для Вас проблему охлаждения двигателя машины в самых тяжелых условиях. «Борей» гораздо более надежен, чем реле.
- БУ ЭВСО может управлять вторым электровентилятором или электропомпой для увеличения теплосъема с радиатора системы охлаждения. Естественно, что для работы «Борея» необходим вентилятор(ы), производительность которого(ых) достаточна для самого тяжелого режима охлаждения двигателя автомобиля.
- БУ ЭВСО работает "впараллель" со штатной системой включения вентилятора, ничем не мешая ей. Эти две системы резервируют друг друга, тем самым повышая общую надежность.
- БУ ЭВСО обрабатывает и потребности кондиционера автомобиля, включая продув конденсора кондиционера тогда, когда это нужно кондиционеру. Этим ликвидируется необходимость в дополнительном вентиляторе для кондиционера.
- БУ ЭВСО подключается к штатному датчику автомобиля, при этом нет необходимости в подборе или калибровке этих датчиков. Температура стабилизации при этом задается самим водителем с помощью очень простой операции (все подробности есть ниже по тексту).
Для каких машин предназначен БУ ЭВСО?
Да, собственно, для всех, где есть электровентилятор. От "Оки" и до "Чероки", от 0.5литров объема двигателя и до 5-8л, в том числе серийно устанавливаются на вездеходах АВТОРОС. В мощных машинах разумно просто использовать два электровентилятора с двумя «Бореями» даже там, где справился бы и один. В расчете на литр объема установка «Борея» на "Чероки" гораздо более дешевое мероприятие, чем на "Оку". При замене вентилятора с вискомуфтой на электровентилятор рекомендуется применить "Борей-К" или "Борей-КВ". Для мощных машин предназначена версия «Борей-КВ1-4» с толстыми проводами сечением 4кв.мм. Для коммерческих машин и грузовиков, где бортовое напряжение составляет 24В, выпускается версия «Борей-КВ24»
Преимущества:
- автоматическая настройка температуры стабилизации без участия водителя;
- простота перестройки температуры стабилизации;
- контроль работы вентилятора системы охлаждения с помощью запрограммированных тестов;
- контроль рабочих параметров системы охлаждения при запуске двигателя;
- автоматическая защита от перегрузки по току свыше 30 А;
- автоматическая защита от короткого замыкания по току свыше 50 А;
- легкое встраивание в штатную систему охлаждения;
- стабилизация температуры двигателя, а не радиатора;
- высокая надежность;
- резервирование (штатная система охлаждения остается в качестве дублирующей).
- для управления блоком не используются механические кнопки, управление бесконтактное, магнитное.
Преимущества при использовании блока управления вентилятором
- стабилизировать температуру двигателя;
- снизить расход топлива;
- увеличить срок службы (ресурс) двигателя автомобиля;
- практически исключить шум от работы вентилятора;
- уменьшить электрическую нагрузку на бортовую сеть автомобиля.
Принцип работы блока управления вентилятором
Здесь никакого "открытия Америки" нет. Как и нет гигантского эффекта, он составляет в общем 15-30% по отношению к классической системе управления вентилятором.
Когда с помощью реле, включающего электровентилятор в классической системе, двигатель охлаждается на 10градусов, когда достаточно его охладить на 1градус, лишние 9градусов оказываюся действительно "лишней" работой, которую «Борей» зря не выполняет. Эффект здесь, конечно не в 9 раз, но вдвое выигрыш есть. Выше мы уже писали о том, что вентилятор должен обеспечивать охлаждение ДВС в максимально тяжелом режиме (режиме максимальной мощности). Когда вентилятор в пробке охлаждает двигатель, работающий на 10% своей мощности, ему достаточно и 30% скорости вращения, от большей мощности пользы не будет (подробнее здесь).
В целом, именно эффективные алгоритмы работы управления вентилятором позволяют достичь небольшой экономии, но что более важно, позволяют более точно стабилизировать температуру двигателя. Водители, установившие «Борей», обычно говорят: "установил и забыл, а в пробках стрелка температуры стоит, как влитая".
Обратите внимание - электронные силовые блоки предназначены для подключения одного вентилятора с щеточным электродвигателем на основной выход устройства. Подключение более чем одного электродвигателя на основной выход чревато выходом из строя блока, это не будет считаться гарантийным случаем. Связано это с особенностями работы электронной защиты, предназначенной для фильтрации электрических помех двигателя электровентилятора. Двух одинаковых 100% синхронных щеточных двигателей не существует, поэтому при подключении двух электровентиляторов на основной выход устройства, защита работает "на износ".
Второй вентилятор можно задействовать с помощью провода "сигнал реле дополнительного оборудования", он будет включаться через реле, по сигналу с блока, при выходе блока на 100% мощность, и выключаться при мЕньшей мощности работы основного вентилятора. Либо подключить через отдельный блок, настроив оба блока независимо друг от друга - так часто поступают на спортивных автомобилях, для надежности.
Установка
- Подробная установка в картинках
- Lexus
- Land-Rover
- Калина
- Волга,УАЗ
- Lada2110
- Lada2115
- Нива213
- ChNiva
- Патриот
Процедура установки БУ ЭВСО элементарна. Блок управления вентилятором имеет три жгута - силовой, жгут питания и жгут управления.
Силовой жгут имеет два разъема. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы и подстыковывается к первому разъему силового жгута. Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему силового жгута. Перепутать их не получится, они разные.
Жгут питания содержит два провода питания блока управления, плюсовой подключаются к аккумуляторной батарее через предохранитель.
Жгут управления содержит четыре тонких провода, назначение которых - получать информацию.
Одна из самых ответственных операций - настройка температуры включения ЭВСО, автоматизирована. Для этого достаточно установить «Борей» параллельно со штатной системой управления ЭВСО, завести мотор и дождаться, пока штатная система сработает и «Борей» запомнит ее температуру срабатывания. После этого «Борей» начнет работать вместо штатной системы на чуть более низкой температуре.
Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения ЭВСО с малым шагом прямо на заведенном двигателе.
Температуру также можно установить вручную нажатием магнитной кнопки управления на «Борее».
Располагать блок желательно штуцером вбок или вниз, чтобы потоки воды (а таковые все же встречаются на дороге) стекали по блоку, не попадая через штуцер внутрь. Конденсат, поскольку имеется разница температур "день-ночь", тоже имеет свойства скапливаться внутри любого корпуса. Для его слива из внутренностей корпуса обычно предусматривают отверстие в самой нижней части корпуса. В нашем случае после установки «Борея» тоже можно определить такую самую нижнюю точку корпуса и просверлить небольшое отверстие диаметром 0.5-2мм, отступив от дна подальше (на дне установлена вся электроника, лучше предварительно открыть крышку«Борея» и увидеть внутреннее расположение платы). Дополнительно самостоятельно герметизировать корпус герметиком вредно, от конденсата это не защитит, а вот пути выхода пара из корпуса перекроет, в результате скорость накопления конденсата только увеличится.
Более подробно со всеми аспектами работы БУ ЭВСО можно почитать на форуме и в разделе FAQ(слева в меню). Там же расположены и статьи по тематике управления электровентилятором.
Особенности «Борея-КВ»
Жгут управления содержит четыре провода, первый из которых крепится к массе (измерительная масса), второй подключается к штатному датчику температуры двигателя, третий используется в случае, если автомобиль укомплектован кондиционером, четвертый - при необходимости управлять вторым (или резервировать основной) электровентилятором или электропомпой. Разветвление на два контакта у провода датчика температуры удобно при использовании одноконтактного датчика и позволяет иметь разъемное соединение в этом месте. Для двухконтактного датчика ответвление можно отрезать и соединить отрезанную часть с сигнальным проводом датчика для получения тоже разъемного соединения.
Одна из самых ответственных операций - настройка температуры включения вентилятора, автоматизирована. Для этого достаточно установить «Борей-В» параллельно со штатной системой управления вентилятором, завести мотор и дождаться, пока штатная система сработает 4 раза, и уже на 5 раз запустится тест системы охлаждения от «Борей-В» с плавным включением вентилятора до 100%. Дальнейшие включения модуля управления электровентилятором будут происходить с плавной регулировкой оборотов в зависимости от температуры двигателя. Температура включения устанавливается на 5˚С ниже порога срабатывания штатной системы. Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения вентилятора с малым шагом прямо на заведенном двигателе в паузах между включениями.
Видео инструкции настройки блоков
Настройка точки включения, сброс точки включения, изменение типа датчика блоков Борей-АВ, Борей-КВ. Настройка аналогична для Борей-М.
Настройка блоков Борей-АВ4, Борей-КВ4
Подключение автономного датчика температуры
При желании можно врезать в контур циркуляции ОЖ дополнительный автономный датчик температуры (ДТ). В этом случае возникает проблема подачи питания датчика. Можно запитать его через дополнительный резистор 300 Ом от бортовой сети. Но в этом случае показания датчика будут зависеть от колебаний бортового напряжения. Лучшее решение - запитать датчик от стабилизированного источника питания. Это позволяет сделать блок "Борей-К". В нем питание ДТ подается от внутреннего стабилизатора. Стоит отметить, что если на машине есть штатные датчики, особенно двухконтактные, то лучше использовать их, а не устанавливать автономный датчик.
Особенности «Борея-КВ4»
Это более мощная версия, она выпущена в 2018году. Это модель со впаянными проводами сечением 4кв.мм. Монтируется она аналогично «Борею-КВ», а программируется аналогично «Борею-К».
Повышенная мощность потребовала серьезного изменения внутренней платы. Если предыдущие версии использовали автоматизированный монтаж силовых элементов, то эта модель требует их ручного монтажа и пайки, что безусловно увеличивает ее себестоимость.
LED-шкала для индикации скорости вращения вентилятора
Светодиодная шкала "Фотон-1" показывает текущую скорость (мощность) вращения вентилятора. Фактически «Фотон-1» - измеритель среднего напряжения на моторе. "Фотон-3" дополнительно имеет шкалу температуры, показывающую отклонения температуры от точки срабатывания вентилятора.
Доступна для заказа также на отдельной странице, там же более подробное описание.
Монтажный комплект реле
Монтажный комплект «Борея» нужен, если необходимо подключить второй вентилятор, электропомпу или зарезервировать основной ЭВСО.
Дополнительные устройства.
Удобно часто измерять температуру внешними устройствами. Для этого мы пользуемся примитивным термометром и пирометром.
Термометр с индикатором, Китай. Его выносным термодатчиком можно измерить температуру радиатора, двигателя или любого другого объекта. После настройки Борея термометр можно поместить в салоне для измерения температуры воздуха или унести домой для измерения температуры аквариума. Безусловным преимуществом термометра является цена.
Паспорт устройства
- Паспорт Борей-КВ
- Паспорт Борей-K 2018года
- Паспорт Борей-КВ4 2018года.
- Паспорт с руководством по эксплуатации блока управления вентилятором «Борей» образца 2012года
Паспорта предыдущих версий доступны здесь.
Оформить заказ / КУПИТЬ блок управления вентилятором