Установка блока плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' в картинках

Ссылки по теме: система охлаждения автомобиля, как не закипеть в пробке, контроллер электровентилятора, сетка на радиатор

Типовая установка БУ ЭВСО 'Борей'

Схема подключенияОписание соответствует более ранним моделям "Борея", но методы установки абсолютно те же. В комплект БУ ЭВСО 'Борей' входит микропроцессорный блок, врезной контакт для подключения блока к датчику температуры, дополнительный жгут проводов и паспорт (руководство по эксплуатации). В штатных системах охлаждения существуют только два метода включения электровентилятора. Электровентилятор включается либо замыканием на массу ("минус" бортового питания), либо замыканием на клемму аккумуляторной батареи " +12 В". В последнем случае при установке БУ ЭВСО необходимо задействовать дополнительный жгут проводов.
Блок управления ЭВСО к электрической схеме автомобиля подключается тремя жгутами:

  • Силовой жгут (имеет два разъема для подключения к электровентилятору и штатной системе его управления).
  • Жгут питания (содержит два провода питания блока управления).
  • Жгут управления (содержит три провода).

 Комплект поставкиВид снизуПроцедура подключения блока управления ЭВСО для всех типов автомашин одинакова.
Место установки БУ ЭВСО диктуется мощностью двигателя автомобиля (степенью нагрева деталей работающего двигателя и электрической мощностью применяемого вентилятора охлаждения). Величина мощности двигателя автомобиля будет определять степень тепловой и электрической нагруженности силовых каскадов БУ ЭВСО в экстремальных ситуациях. В соответствие с этим, для безотказной работы блока важно обеспечить соответствующее охлаждение силовых радиоэлементов через металлический корпус БУ ЭВСО.

 

* В импортных автомобилях типа "Джип" с объемом двигателя 3-4 л и выше корпус БУ ЭВСО необходимо закрепить в специально подготовленном, хорошо продуваемом месте с минимальным тепловым сопротивлением между нижним основанием блока и кузовным железом автомобиля. Для уменьшения теплового сопротивления ООО "СиличЪ" советует использовать кремний-органическую термопроводную пасту типа КПТ-8 ГОСТ 19783-74.
Продвинутым автолюбителям, эксплуатирующим мощные двигатели, ООО "СиличЪ" рекомендует демонтировать штатный вентилятор и установить два спаренных в одном корпусе электровентилятора, управляемых двумя БУ ЭВСО. Суммарная мощность спаренных электровентиляторов может быть даже меньше мощности заменяемого штатного электровентилятора, поскольку применение такой схемы существенно повышает эффективность обдува радиатора. Эта идея, принадлежащая нашему партнеру, была реализована им на своем автомобиле Lexus SC 300 при замене штатного механического вентилятора с вискомуфтой.
** В автомобилях класса C, D и выше, на которых установлен электровентилятор средней мощности порядка 360 Вт (номинальный ток нагрузки до 32 А), корпус БУ ЭВСО лучше всего разместить на элементе крепления электродвигателя к рамочному корпусу (кожуху) вентилятора. В этом случае применения специальных мер охлаждения корпуса БУ ЭВСО не требуется. Поток воздуха, генерируемый лопастями работающего вентилятора, будет вполне достаточен для отвода тепла от корпуса БУ ЭВСО.
*** Для машин малого класса корпус БУ ЭВСО можно расположить в любом продуваемом месте, существенный контакт с кузовным железом при этом не обязателен.

Место на обдуваемом передке УАЗ ХантерМесто на арке крыла

После определения места размещения блока ЭВСО в автомобиле и закрепления его в выбранном месте, к электрической схеме автомобиля подключаются жгуты блока ЭВСО.
Для корректного подключения БУ ЭВСО к электрической схеме автомобиля необходимо соблюдать ниже описанную последовательность монтажа.
* Первым подключается жгут управления, содержащий три провода.
Сначала необходимо подключить провод "измерительная масса" к корпусу автомобильного двигателя. Отличительной особенностью провода "измерительная масса" является наличие на его конце обжимного кольцеобразного контакта под винт. Место подключения провода "измерительная масса" выбирается таким образом, чтобы кольцеобразный контакт крепился как можно ближе к штатному датчику температуры (ДТ) двигателя. Как правило, провод "измерительная масса" крепится на том же месте, что и "масса" контроллера электронной системы управления двигателем (ЭСУД).

Жгут датчика температурыПодсоединение врезным контактомПодсоединение одноконтактными разъемамиМесто контакта 'измерительной массы'

√ √ Далее БУ ЭВСО подсоединяется к штатному одноконтактному датчику температуры ДТ, сигнал с которого подается только на индикатор температуры панели приборов. Провод для подключения к ДТ легко узнаваем тем, что на нем ничего не закреплено – ни разъемов, ни контактов под винт. К ДТ провод подключается с помощью врезного контакта (красная пластмассовая деталь), входящего в комплект поставки. Для этого в пазы врезного контакта вкладываются два провода – провод от БУ ЭВСО и провод от штатного ДТ. Затем пассатижами продавливается металлическая соединительная пластина до полного ее утопления в корпус. Место соединения изолируется защелкиванием крышки врезного контакта.
На части выпускаемых автомобилей одноконтактный датчик температуры, сигнал с которого подается только на индикатор температуры панели приборов, может отсутствовать. В этом случае ООО "СиличЪ" рекомендует установить дополнительный датчик температуры стандартного типа ТМ106 или 23.3828. Дополнительный ДТ вворачивается в покупную или самостоятельно изготовляемую металлическую вставку, размещаемую в предварительно сделанном разрезе выходного резинового патрубка. Вставка в разрезе резинового патрубка закрепляется хомутами.

Вставка для дополнительного датчика температуры

 

Рис.1 Вставка для дополнительного датчика температуры.
При этом дополнительный датчик температуры необходимо запитать от клеммы 15 замка зажигания автомобиля через 1 Вт резистор с номинальным сопротивлением 300 Ом.

 Подключение дополнительного датчика температурыРис.2 Подключение дополнительного датчика температуры

В случае больших затруднений, связанных с установкой дополнительного датчика температуры, в крайнем случае, БУ ЭВСО можно подключить к двухконтактному датчику температуры, используемому контроллером электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Блок управления ЭВСО "Борей" спроектирован таким образом, что для своей безотказной работы он не имеет технических ограничений по использованию типов датчиков температуры. С другой стороны микроамперный входной ток, отбираемый БУ ЭВСО для своей работы из цепи датчика температуры, не оказывает влияния на работу электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Рекомендацию установки дополнительного датчика температуры необходимо расценивать только с точки зрения безопасной эксплуатации. Любые случайные, не связанные с работой БУ ЭВСО, замыкания или обрывы проводов датчика температуры, используемого контроллером электронной системы управления двигателем (ЭСУД) приведут к сбоям в работе двигателя автомобиля. Поэтому изготовители автомобилей не рекомендуют, а вернее, запрещают подключение к датчику температуры ЭСУД. Следуя рекомендациям изготовителей автомобилей, ООО "СиличЪ", хоть и обеспечил возможность безопасной работы с датчиком температуры ЭСУД, в свою очередь рекомендует в случае отсутствия одноконтактного датчика температуры, используемого только индикатором температуры панели приборов, устанавливать дополнительный датчик температуры.

Устанока блока управления вентилятором 'Борей' Устанока блока управления вентилятором 'Борей' Устанока блока управления вентилятором 'Борей' Устанока блока управления вентилятором 'Борей'
В случае подключения к двухконтактному датчику температуры, используемому контроллером электронной системы управления двигателем (ЭСУД), необходимо при включенном зажигании определить с помощью вольтметра какой из двух проводов ДТ подключен к "массе" автомобиля, а какой является сигнальным проводом. На сигнальном проводе ДТ должно быть положительное напряжение, величина которого с прогревом двигателя либо монотонно увеличивается (положительный температурный коэффициент), либо монотонно уменьшается (отрицательный температурный коэффициент). Сигнальный провод ДТ с помощью врезного контакта подключается к БУ ЭВСО.
Если напряжение на датчике температуры ЭСУД с прогревом двигателя ведет себя странно (не изменяется с прогревом двигателя автомобиля, нарушена монотонность изменения напряжения и т. д.), то установка дополнительного датчика температуры для нормальной работы блока ЭВСО обязательна.

√ √ √ Затем для автомобилей, оборудованных кондиционером, подключается провод кондиционера, имеющий на своем конце одноконтактный разъем. Разъем дает возможность при монтаже удлинять провод, подключаемый к системе управления кондиционером при необходимости. При включении кондиционера из системы управления кондиционером должен приходить релейный сигнал, генерируемый подачей на этот провод нулевого потенциала ("минуса" бортового питания-массы). Если при включении кондиционера из системы управления кондиционером приходит релейный сигнал в виде напряжения +12 В, то подключение необходимо произвести через дополнительное реле, нормализующее релейный сигнал включения высокого уровня к нулевому потенциалу.
Наличие сигнала на проводе кондиционера является командой для БУ ЭВСО на разгон электродвигателя вентилятора со скоростью 50% от максимальной с целью охлаждения радиатора кондиционера. Использование этой функции БУ ЭВСО дает возможность отказаться от эксплуатации штатного электровентилятора кондиционера.

Укладка в гофруТрассировкаТрассировкаТрассировка

Провод кондиционера может быть и не задействован, при этом его лучше зафиксировать с помощью изоленты на жгуте автомобиля.

ТрассировкаТрассировкаТрассировкаТрассировка

** Вторым подключается жгут питания. Провода питания этого жгута подсоединяются максимально близко к клеммам аккумуляторной батареи. Применение предохранителя в цепи питания не обязательно. В случае применения предохранителя, его номинальный ток должен быть не менее 30 А. Полярность проводов питания в жгуте маркируется цветом. Плюсовой провод всегда имеет цвет "теплого" тона – красный (желтый). Минусовой провод всегда имеет цвет "холодного" тона – черный (синий).

Провода питанияПровод силовой массыЖгут вентилятора

*** Последним подключается силовой жгут. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы и подстыковывается к первому разъему силового жгута. Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему силового жгута.

После подключения силового жгута возможны две ситуации.
а) Электровентилятор включился. Отключение разъема штатной системы управления от блока ЭВСО приводит к остановке электровентилятора. Это свидетельствует о том, что в штатной системе применена схема включения электровентилятора замыканием на "плюсовую" клемму аккумуляторной батареи. В этом случае при установке БУ ЭВСО необходимо задействовать дополнительный жгут проводов с использованием дополнительного реле.
б) Электровентилятор не включился. Дополнительный жгут проводов не устанавливается.

Жгут ЭВСОПереходник в комплектеПереходник включен в жгутСветодиод и кнопка на передней панели

На этом установка БУ ЭВСО заканчивается.
Необходимо подчеркнуть, что подключение отсоединенного от электровентилятора разъема штатной системы управления к разъему силового жгута не является обязательной операцией. Такая коммутация позволяет штатную систему управления задействовать в качестве "горячего" резерва. В случае выхода из строя установленного БУ ЭВСО штатная система управления будет включать электровентилятор по тому же алгоритму, который был заложен при изготовлении автомобиля.

Особое внимание при монтаже нужно уделить качеству подсоединения на автомобиле проводов массы. При прохождении по этим проводам больших токов образуются паразитные падения напряжения, которые могут влиять на показания температуры или неправильное срабатывание защиты БУ ЭВСО.


После подключения БУ ЭВСО к электрической схеме автомобиля необходимо "запрограммировать" начальную температуру включения электровентилятора блоком управления ЭВСО. Оптимальная начальная температура включения находится между температурой полного открытия термостата и температурой срабатывания штатной системы управления. Практически эта температура примерно на 2ºС выше точки полного открытия термостата и на 1ºС - 2ºС ниже точки включения электровентилятора штатной системой управления. Процесс "программирования" заключается в прогреве двигателя автомобиля на холостом ходу до вышеописанной оптимальной температуры и запоминанием этой температуры путем нажатия кнопки на передней панели БУ ЭВСО в момент достижения этой температуры. Процесс "программирования" можно повторять многократно. Повторное нажатие кнопки на передней панели БУ ЭВСО приводит к затиранию ранее выбранной точки и запоминанию нового значения температуры. Такими итерационными действиями, используя накопленный опыт, можно добиться идеального выбора оптимальной начальной температуры включения электровентилятора.

Хитрости настройки блока управления широко обсуждаются на форуме, где наши постоянные партнеры передают новичкам свои навыки эксплуатации автомобиля, оснащенного БУ ЭВСО 'Борей'.