«Меркурий» – контроллер фар
- Совмещение функций реле фар и ДХО
- Датчик освещенности
- Адаптивный свет при поворотах
- Световая дорожка
Содержание
Для управления световыми приборами мы разработали и выпускаем: контроллер фар "Меркурий", контроллер ДХО "Эклипс" и реле фар "Прометей"
Контроллер фар "Меркурий" удачно совмещает в себе функцию электронного реле фар ("Прометей") и функцию контроллера ДХО ("Эклипс"), предоставляя при этом ряд дополнительных возможностей. Контроллер фар "Меркурий" обеспечивает плавное включение фар в зависимости от сигналов управления как на полную мощность, так и с пониженной мощностью в режиме ДХО (вполнакала). При оснащении датчиком освещенности (он в комплект не входит) контроллер обеспечивает автоматическое включение фар при въезде в затемненную зону, например, тоннель. Дополнительно контроллер фар обеспечивает режим "световая дорожка" для освещения дороги в сторону дома (мощность и время настраиваются).
Плавное включение фар позволяет существенно повысить ресурс работы галогенных ламп за счет исключения локального перегрева спирали в момент пуска.
Имеется дополнительная возможность совместного использования двух контроллеров фар "Меркурий" для подсвета дороги в сторону поворота (адаптивный свет) по сигналам от указателей поворота.
Применяемость контроллера фар
Узнать, какой из проводов к фаре коммутирует штатная система можно следующим образом. При выключенной фаре, но включенном зажигании нужно тестером померять напряжение на любом из выводов фары относительно массы. Если тестер покажет +12В, то фара коммутируется проводом "массы". Если покажет 0В - то "плюсовым" проводом.
Контроллер фар "Меркурий" может применяться на любых фарах с галогенными лампами и напряжением питания +12В (ближний свет, дальний свет, ПТФ, габаритные огни).
Конструкция и внешний вид
Контроллер фар представляет собой электронную плату с запаянными проводами, залитую герметиком и обжатую в термоусадочную трубку. Концы проводов, подключаемых в штатную колодку реле, обжаты штыревыми клеммами. С торца платы расположены светодиоды (синий, зеленый, красный) для обеспечения индикации и управления контроллером. Влагозащищенное исполнение позволяет устанавливать контроллер как в монтажном блоке, так и непосредственно возле фар.
Исполнения
Имеется два базовых исполнения контроллера фар: "Меркурий-А" - для фар с коммутацией +12В (второй конец замкнут на массу постоянно) и "Меркурий-К" - для фар с коммутацией массы (напряжение питания +12В подано постоянно). Ниже приведены схемы подключения для обоих исполнений.
Основные характеристики
Напряжение питания: 10,8 - 15,5В
Ток потребления в режиме ожидания: 3 мА
Диапазон настройки выходной мощности в режиме ДХО: 20 - 70%
Диапазон настройки времени включения на полную мощность: 0,12 - 0,60 сек
Диапазон настройки задержки выключения полной мощности: 0 - 1,0 сек
Количество входных сигналов блокировки ДХО: 3
Возможность подключения в контактную колодку штатного реле: имеется
Принцип работы
Контроллер фар "Меркурий" управляет мощностью ламп с помощью ШИМ-управления, что практически исключает нагрев самого устройства. Электронная схема управления дополнена элементами защиты, которые защищают силовые элементы от выбросов повышенного напряжения и больших токов при коротком замыкании в нагрузке. При выключенном зажигании контроллер работает с пониженным током потребления для экономии ресурса АКБ. После включения зажигания контроллер переходит в активный режим и в зависимости от управляющих сигналов на входах устройства включает лампы с пониженной мощностью (режим ДХО) или на полную мощность. Для возможности автоматического включения фар на полную мощность или в режиме "световая дорожка" к контроллеру фар должен быть подключен датчик освещенности (заказывается отдельно). Порог автоматического включения устанавливается при начальной настройке устройства. Вход сигнала датчика освещенности может быть использован для подключения дополнительного релейного сигнала включения на полную мощность, который необходим для построения схемы подсвета поворота (адаптивный свет), см. ниже. Все режимы работы, а также состояния в процессе программирования параметров имеют свою индикацию, которая отображается на встроенных светодиодах.
Схемы включения
Схемы включения для различных исполнений контроллера фар отличаются между собой. Ниже приведены схемы для стандартного подключения контроллера фар и для построения схемы подсвета поворота с тем и другим исполнением. Схемы стандартного подключения ориентированы на замену штатного реле включения фар, что отражено на рисунках для наглядности.
Схемы подключения контроллера фар "Меркурий-А"
Типовая схема включения контроллера фар "Меркурий-А" с включением реле подачей +12В.
Типовая схема включения контроллера фар "Меркурий-А" с включением реле замыканием на массу.
Типовая схема подключения двух контроллеров фар "Меркурий-А" к ПТФ для подсвета дороги в сторону поворота.
Схемы подключения контроллера фар "Меркурий-К"
Типовая схема включения контроллера фар "Меркурий-К" с включением реле подачей +12В.
Типовая схема включения контроллера фар "Меркурий-К" с включением реле замыканием на массу.
Типовая схема подключения двух контроллеров фар "Меркурий-К" к ПТФ для подсвета дороги в сторону поворота.
Установка и настройка
Контроллер фар легко устанавливается в монтажном блоке, где расположено штатное реле включения фар, путем подключения в штатные контакты релейной колодки. Обычно там же находятся и сигналы для подключения остальных входов контроллера, которые необходимы для реализации дополнительных функций. Возможна установка устройства и в другом месте, например, возле самих фар, при этом силовое питание можно взять непосредственно от АКБ через отдельный предохранитель. Такое подключение может быть использовано в случае невозможности замены штатного реле на контроллер фар из-за особенностей штатной схемы автомобиля. Если используется датчик освещенности, то он должен быть установлен в открытом для наружного света месте, но удаленном от брызг воды и грязи.
Настройка устройства выполняется только при необходимости изменения параметров, установленных по умолчанию. По умолчанию установлены значения, наиболее подходящие для всех вариантов использования. Настройка выполняется путем простых манипуляций органами включения штатных сигналов автомобиля (выключатель ближнего или дальнего света, габаритов, ключ зажигания). Конкретный орган управления определяется в зависимости от схемы подключения устройства. Подробно настройка всех параметров устройства рассмотрена в паспорте. Ниже приведен перечень настраиваемых параметров устройства, диапазон изменения и значения, установленные по умолчанию.
Настраиваемый параметр | Диапазон изменения | Значение по умолчанию |
Уровень яркости ламп ДХО | 20 - 70% | 30% |
Плавное выключение ламп из режима ДХО | выкл. - вкл. | вкл. |
Время включения ламп на полную мощность, секунд | 0,12 - 0,60 | 0,36 |
Задержка выключения ламп с полной мощности, секунд | 0 - 1,0 | 0,5 |
Плавное выключение ламп с полной мощности | выкл. - вкл. | вкл. |
Автоматическое включение по сигналу от датчика освещенности | выкл. - вкл. | выкл. |
Задержка снятия сигнала включения от датчика освещенности, секунд | 0 - 20 | 10 |
Уровень яркости ламп в режиме "световая дорожка",% | 0 - 100 | 50 |
Время действия режима "световая дорожка", секунд | 0 - 120 | 30 |
Плавное выключение ламп из режима "световая дорожка" | выкл. - вкл. | вкл. |
Автоматическое включение режима "световая дорожка" по сигналу от датчика освещенности | выкл. - вкл. | выкл. |
Паспорт
Паспорт контроллера фар «Меркурий-А»
Паспорт контроллера фар «Меркурий-К»