04.2000 ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!

ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!

Сергей Мишин
01.04.2000
За рулем 2000/4, Личное мнение


Термостат - прибор простой. Но очень важный. Ошибки при его замене недопустимы.

Термостат в двигателе служит для поддержания в системе охлаждения должной температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от простого прибора зависят и мощность, и расход топлива, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще - долговечность, срок службы двигателя.
На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока двигателя и представляет собой самостоятельный элемент. Сегодня мы знаем следующие его модели:
2101 - такими комплектуется вся вазовская "классика", начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает открываться при температуре 80±2°, а полностью открыт при 95±2°. Отличительный признак "первого" термостата - патрубки развернуты относительно друг друга на угол чуть больше 90 градусов (фото 1 слева).
2121 - для "Нивы". По начинке практически "ноль первый" термостат. Только в силу компоновочных особенностей его патрубки расположены на корпусе под углом почти 180 градусов. Кстати, на модернизированной "Ниве" VAZ 21213 стоит термостат 2101.
2108 - следующее поколение термостатов (фото 1 в центре) - предназначено для двигателей "Самары". У последних более совершенная форма камеры сгорания и более высокая степень сжатия, их температурный режим выше по сравнению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические характеристики машины. "Восьмерочный" термостат начинает открываться при 87°, а полностью открыт бывает при 102°. Правда, сегодня на рынке встречаются "восьмые" термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Объяснить это просто: качество термостатов нынче не на высоте, клапан часто открывается с запаздыванием, создавая риск перегрева двигателя. Вот и скинули два градуса... "про запас".
Патрубки термостата 2108 расположены почти как на "ноль первом", но будто зеркально по отношению к нему. Кроме того, ближе к донышку у "восьмого" есть дополнительный тоненький патрубок - для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы охлаждения пузырьков воздуха, если он почему-либо туда попадет.
2110 - конструктивно повторяет "восьмерочный", у него почти те же характеристики (циркуляция по "большому кругу" начнется при 87 или 85°). Внешне же он еще более схож (но тоже зеркально, не путать!) с "ноль первым", так как не имеет дополнительного тонкого патрубка (фото 1, справа).
На VAZ 2110 "дорогу" для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными двигателями (VAZ 2110 и 21111). При необходимости на них можно поставить и "восьмерочный" термостат, надо только основательно заглушить его воздушный патрубок.
Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, поэтому при покупке термостата загляните в него. В верхней части корпуса должна быть вертикальная полоска металла или пластмассы, напоминающая шторку, которая охватывает дополнительный клапан в секторе примерно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость хуже перемешивается, меньше и медленнее нагревает термосиловой элемент - и термостат при повышенной температуре переключается на "большой круг" с опозданием.
2112 - термостат следующего поколения - для впрысковых двигателей (фото 3). Отличается от предыдущих тем, что, кроме основной функции, еще и повышает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление "малого круга", вынудив тем самым охлаждающую жидкость интенсивнее протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с "малого" на "большой круг" начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания любого термостата выдавлен на донышке (фото 4).
Перейдем теперь к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы охлаждения. Сегодня выпускаются два поколения датчиков - двухамперные и двадцатиамперные. Причем каждое, в свою очередь, подразделяется на две категории - для классики и для переднеприводных моделей.
К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Поскольку они не могли непосредственно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103-3808800. Вспомним: "трешка" была первой машиной ВАЗа без постоянно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора - 92°, выключения - 87°.
Как уже отмечалось, у двигателя "Самары" более жесткий температурный режим. Поэтому здесь электровентилятор включается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108-3828010) замыкаются при 99°, размыкаются - при 94°.
Датчики нового поколения не нуждаются в помощи силового реле - они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы - 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для "самар" и "десяток" с двигателями 21083, номер 2110-3828010). При этом на всех моделях "десяток", "самар" и "жигулей" предусмотрено применение и нового блока предохранителей - европейского типа.
Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках нового поколения выбиты первые цифры маркировки: "661" (для классики) или "66" (для "самар" и "десяток"), на старых - ТМ-108. В любом варианте на соседней плоскости обязательно указывается температура срабатывания.
Новые датчики можно безболезненно ставить вместо старых. Наоборот - ни в коем случае! Контакты "сто восьмых" просто сгорят, не выдержав большого тока. В гипотетической ситуации - датчик отказал, а под рукой есть только ТМ-108 - придется изменить схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.
Что касается впрысковых двигателей (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у них электровентилятор системы охлаждения управляется контроллером ("мозгами впрыска"). Последний измеряет температуру охлаждающей жидкости одним из своих специальных датчиков. Поэтому в радиаторах систем охлаждения этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.