Легальный ксенон на Omega

 

Покупал эту Opel omega с уже затертыми и желтыми родными рефлекторными фарами Hella. Поэтому фары были сразу же заменены на новую рефлекторную Hella.

Свет, конечно, стал гораздо лучше, но лично в моем представлении «не более чем удовлетворительным». Далее была попытка установки ксенона, но даже отрегулированный, он был, как я посчитал, «издевательством над встречными», а потому был демонтирован на следующий день.

Спустя некоторое время мой хороший знакомый, тоже обладатель в том числе ООБ, купил линзу Depo под галоген и... тут же решил их выкинуть. Классика жанра от Depo – фары не регулировались. Вообще надо признать, что фары Depo в виде «как есть» с завода – гадость редкостная (разве что только выглядят отлично), но не всё так безнадежно если применить к ним наш «хенд мейд» :-)

Те фары были вскрыты, соскочившие регулировочные каретки поставлены на место (хорошо хоть не сломались), добавлен тот корейский ксенон 4300К и, в общем то всё заработало, но не совсем правильно, даже после выставления лампы в фокусе. Главные минусы – сильная неравномерность светораспределения (были яркие узкие полосы и более бледная остальная часть), присутствовали световые артефакты над светотеневой границей (даже когда в линзе работала галогеновая лампа), а также форма галки от галогена (попутных слепит «тока так»!). Поэтому регулировка фар была несколько занижена и общий эффект был на мой взгляд «не айс», особенно это было очевидно когда порой пересаживаешься с авто укомплектованным заводским ксеноном. Но поскольку эта ООБ использовалась почти всегда в городе, то до поры до времени «забивал» на это.

Итак. Недавно выделил несколько дней и решился поэкспериментировать с линзой Depo. Хотел добиться равномерного светорасределения и правильной проекции (см. ниже) света на дорогу.
Как с/у фару, на этом форуме объяснять никому не надо. Как разобрать её – можно найти через поиск. Например, PILOT-T подробно расписал эту процедуру. Главное нагреть фару, чтобы размягчился герметик, на котором сидит пластиковое «стекло».

{mp4}(1) legal-xenon{/mp4}

Греть в духовке или применить фен (не тот который у жен :-) , а промышленный), решайте сами. По мне так, фен лучше. Также рекомендую нагреть стык, где герметик не очень сильно, чтобы при отделении стекла, остатки горячего герметика не разлетались на блестящие внутренности фары, лучше постепенно оттягивать стекло и подрезать растянутый герметик канцелярским ножом. Главное вытащить вот эту линзу (так дальше буду называть сборку линзы с отражателем и шторкой).

Легальный ксенон на OmegaЛегальный ксенон на Omega

Фотоаппарат подвернулся под руку уже после всех работ, поэтому на фото видите линзу сразу с другой шторкой. Изначально в линзе ставится вот такая шторка. Крепится на двух загибаемых лепестках.

Кстати причина симметричных боковых световых артефактов в забавном отверстии в родной шторке. И если справа световое пятно лучше освещало знаки и указатели, то левая проекция пятна попадала в зону встречных.

Легальный ксенон на OmegaЛегальный ксенон на Omega

Перед тем как снять родную шторку, обязательно сделайте отметки положения «горизонта» шторки на внешней стороне отражателя, с двух сторон! Они обозначены зеленой стрелкой. Отметки будут необходимы для начального ориентирования новой шторки относительно рефлектора.

Собственно далее, надо изготовить новую шторку примерно вот такого вида, как упрощенно её называют «с ксеноновой галочкой» и правильно её выставить в оптической системе линзы, надежно закрепив. На первый взгляд это несложно. Однако если Вы, захотите получить правильную проекцию на дорогу четко обрезанного поверху светового потока, потребуется вспомнить как минимум физику оптических систем и геометрию :-)

Легальный ксенон на OmegaПоскольку рассматриваемая линза+рефлектор рассчитаны под галоген, а планируется вставить в них ксеноновую лампу, то положение шторки между линзой и рефлектором придется менять от заводского. Здесь сказывается форма источника света и как выяснилось в очередной раз – качество проектирования и изготовления фар Depo. В моем экземпляре фар то ли ошибка ещё при проектировании, то ли на стадии изготовления, то ли нестабильность выходных параметров при производстве, но обнаружен следующий факт. Смещение шторки от рефлектора в сторону линзы на несколько мм положительным образом сказывается на качестве светотеневой границы и светораспределении при работе с ксеноновой лампой. Ради интереса поставил лампу галоген – разница была и с ней. Перемещение (ближе-дальше) линзы относительно рефлектора (дает изменение величины основного светового пятна) только ухудшало картинку (тут тайваньцы наверно угадали :-) . Особенность ли это конкретно моих фар или будет также и с другими партиями омеговских фар Depo, судить не берусь. Просто вырежьте из любой жестянки полоску и на включенной лампе поэкспериментируйте с её продольным положением, сохраняя положение края шторки по отмеченному «горизонту». Примерно таким образом, экспериментально было определено будущее положение новой шторки. И после этого была определена конструкция шторки, позволяющая жестко её закрепить в таком положении, при обеспечении возможности выполнения регулировки подгибанием. Из этого фото, думаю, вполне всё понятно.

Легальный ксенон на Omega

Шторка вырезана из металлической пластины 0,7 мм и закреплена на 4 точках. Снизу использованы незадействованные родные проушины рефлектора, сверху винты крепления держателя линзы к рефлектору. Все соединения обработаны фиксатором резьбовых соединений (на всякий :-) Сторона шторки со стороны рефлектора зачищена до блеска, чтобы отражать поток света обратно в рефлектор! Это действительно заметно увеличивает интенсивность и равномерность светового потока на выходе.
Вполне возможна реализация и другим образом. Тут кому как понравится и что окажется под рукой (вплоть до разрезанной алюминиевой банки).
Главное - обеспечить жесткое положение новой шторки.

Выше были рассмотрены светораспределение и светотеневая граница.
Теперь самое интересное – исполнение такой формы шторки, которая обеспечивает правильную (требуемую и безопасную для встречных) проекцию света на дорогу. Дело в том, что форма шторки, это далеко не две параллельные линии соединенные по центру переходной галкой. Вот пример проекции заводских ксеноновых фар на вертикальную стену

Легальный ксенон на Omega

Обратите внимание на непараллельность правой и левой (относительно галки) частей светотеневой границы и их разный угол относительно горизонта! Дело в том, что такая картинка на вертикальной плоскости, при проекции на дорогу разворачивается следующим образом. Вблизи автомобиля обе обочины освещаются на одинаковую высоту. Вдали правая обочина освещается практически на той же высоте (с минимальным спадом) вплоть до крайней освещаемой точки своей полосы движения. А по левой стороне спад происходит чуть быстрее, до крайней освещенной точки на встречной полосе. Галка обеспечивает разность дальности освещенности своей полосы и встречной. А если точнее и проще говоря, то темное пространство над нижним левым краем галки – это то место где «находятся» глаза водителя на встречке. Да, для владельцев родного ксенона всё это и так очевидно, но тем кто, возможно, пожелает сделать переделку фар это надо учитывать обязательно!

В итоге после пары пробных жестянок была использована примерно вот такая шторка.

Шторка нарисована не в пропорциях, на самом деле переходная галка получается миниатюрной. Привел только главные размеры и принцип ориентации по «горизонту» рефлектора (красная линия). При правильной установке размеры a и b примерно равны.
С таким маленьким перепадом на галке получить четкие углы галки при изготовлении не получилось. Малейшие изъяны перехода по галке от надфилей при проекции даже с 2 метров были уже видны. Потому реализована форма галки как у Nissan Murano (см. выше), её просто проще было повторить без проявления изъянов.

Легальный ксенон на OmegaЛегальный ксенон на Omega

Новая шторка была выставлена, закреплена и отрегулирована по отметкам «горизонта» на рефлекторе. Пробное включение показало вот такую картинку

Далее ставим лампу (у меня корейская 4300К под цоколь Н1) в фокус. Т.е. добиваемся расположения центра светового пятна на галке. Обычно подпиливают немного пластик цоколя лампы или подкладывают что либо, на одной из сторон. К счастью, эту процедуру подгонки мне выполнили уже давно и всё получилось сразу.

Легальный ксенон на Omega

Вообще то за такое исполнение посадочного места лампы, в средневековье наверно отрубали бы руки. Кстати, чтобы прижимная пружина не выскакивала из плохих фиксаторов, рекомендую проушины пружины завести одна в другую (как на фото).

Собираем фары. Протираем и вычищаем все внутренности. Заранее рекомендую вывести регулировочные каретки в средние положения.
Если вскрытие было первым, то можно сажать на тот же герметик, разумеется, распределив его равномерно, чтобы не было пропусков. После такой сборки надо прогреть феном стыки. У меня фары разбирались второй раз. Потому старого герметика было уже маловато. Пришлось вычистить его остатки и собирать на обычный силиконовый герметик. В этом случае желательно дать отлежаться фарам сутки при комнатной температуре и со снятыми заглушками, перед установкой. Иначе есть вероятность (в зависимости от состава герметика), при работе лампы и нагреве фары, осаждения испарений от свежего герметика на стекло.

Если Вы не уверены в правильности установки "горизонта" шторки, то предварительно поставьте собранные без стекол фары на автомобиль и, включив, проверьте расположение проекции (углы наклона светотеневой границы относительно горизонта). Должно получиться примерно так (это где то с 6 метров), а ещё лучше если будет как на фото проекций, которые выше по тексту (там расстояние побольше).
Спустя некоторое время, покатавшись, были заказаны у умельцев шторки дающие "на выходе" повторение хелловской галки. Теперь правильнее и приятнее.

Обязательно выполняем регулировку фар!

Можно с использованием стенда, можно на стене. Главное отрегулировать правильно, не забывая, что ксенон даже в отличной линзе, но без автокорректора – штука весьма опасная. Методику и условия легко расскажет Яндекс.
Не ждите пока Вам начнут моргать или вообще кинут, что нибудь в стекло со встречки. Более того, рекомендую вечерком с товарищем поменяться авто и покататься навстречу своему же автомобилю, причем по разным неосвещенным дорогам с одной полосой в каждом направлении, с неровностями покрытия, а не только на ровной площадке какого нибудь гипермаркета. Многие, кто говорит, что ему не моргают, будут сильно и неприятно удивлены.

У меня после стандартной процедуры регулировки в нулевом положении корректора получилось примерно так.

Корректор на 0. На очень ровной дороге всё правильно «как по книжке» и далеко освещается, но при езде по дороге с неровностями (читай почти везде) из-за колебаний кузова и отсутствия автокорректора, водитель встречки, находясь за пределами освещаемой мной зоны, иногда будет видеть часть света от моих фар, т.е. будет ослеплен. Если дорога имеет спуски и подъемы ситуация усугубляется. Поэтому такое положение корректора использую на трассе только если нет встречных.

Корректор на 1. Дальность разумеется слегка уменьшается, но все вышеописанные проблемы не проявляются вообще. Это основное положение корректора для всех дорог.

Остальные положения только для загруженного, присевшего сзади автомобиля.

Резюмирую. Из «плохих с завода» линзованных под галоген фар Depo вполне можно выжать неплохой ксеноновый свет с правильной проекцией на дорогу и хорошим светораспределением если подойти к этому процессу творчески. Качество света приблизилось к заводскому ксенону. Лишь два минуса. Корейцы не делают пока лампы с такой же яркостью как например у Philips, потому яркость все же меньше получилась, но не намного. И нужен, конечно, автокорректор для работы на максимальную дальность света. Без него приходится мириться с некоторым уменьшением "дальнобойности" Омыватель штука то же нужная, но не критичная на самом деле.

Все вышеизложенное предназначено для тех, кто по разным причинам не желает тратиться на оригинальные ксеноновые фары, но хотел бы цивилизованно улучшить свет фар Depo. Если сделаете всё правильно, то результатом будете точно довольны.

Автор: Дмитрий, opel-club.ру

Легальный ксенон на OmegaНовая шторка была выставлена, закреплена и отрегулирована по отметкам «горизонта» на рефлекторе. Пробное включение показало вот такую картинку