Интеллектуальный тюнинг УАЗ-3163

Содержание материала

Отчет

Испытания журнала "За рулем" автомобиля УАЗ-3163 «Патриот» с интеллектуальной системой охлаждения «Силичъ»

Журнальный вариант статьи приведен здесь: "Экзамен на жаростойкость", "За рулем" 2008/10

Маршрут, сроки, условия проведения:

  1. Москва-Волгоград-Волжск-Ахтуба-Баскунчак-Астрахань-Ставрополье-Ростов-на-Дону-Москва протяженностью около 4000км с 22.07–26.07.2008
  2. Испытания системы охлаждения двигателя Thumbnail imageThumbnail image
  3. На участке Москва-Астрахань а/м УАЗ «Патриот», для увеличения нагрузки на систему охлаждения и двигатель, буксировал прицеп для перевозки катера длиной 7м, на который были нагружены 5 лодочных прицепов общим весом около 1.7т.

Тюнинг УАЗа - доработка системы охлаждения двигателя автомобиля.

Справка.

На серийный УАЗ устанавливается 409 двигатель с объемом 2.7л. Режим работы ДВС очень теплонапряженный. При тяжелом режиме эксплуатации легко происходит перегрев двигателя. В этом году, по заверениям завода, эта проблема устранена путем замены радиатора, изменения вентиляционных отверстий и дополнительной установки перед радиатором сдвоенных электровентиляторов от Нивы мощностью 2*200ватт. Основным вентилятором является крыльчатка с механическим приводом через вискомуфту. На охлаждение ДВС тратится достаточно много бензина. Экономией топлива, как показал дальнейший пробег, серьезно никто не занимался.

На основе микропроцессоров созданы устройства управления, которые поддерживают оптимальную температуру ДВС во всем диапазоне нагрузок и климатических условий с минимально возможными затратами энергии (бензина) на охлаждение.

Температура ДВС регулируется 4 устройствами:

  • Термостат – является основным элементом
    Помпа
    Вентилятор радиатора
    Жалюзи

Штатные термостат, вентилятор радиатора и жалюзи были заменены для тестового пробега на аналогичные устройства с микропроцессорным управлением.


Тюнинг УАЗа был проведен в техническом центре журнала "За рулем" г.Можайск.
Началось с доработки помпы, у штатной слишком деформируемая крыльчатка.

Испытания системы охлаждения двигателя Доработанная помпа системы охлаждения двигателяШтатный термостат системы охлаждения двигателя

Установлен радиатор от «Волги», жалюзи. Прорезаны дополнительные отверстия в передней панели для улучшения прохождения встречного потока воздуха через радиатор. Хорошо, если выпускной коллектор теплоизолирован от подкапотного пространства и не рассеивает здесь лишнее тепло.

Испытания системы охлаждения двигателя Испытания системы охлаждения двигателя Вентилятор со встроенным управлением системы охлаждения

Предварительные испытания перед пробегом были проведены в начале июля при движении по только что вспаханному полю без подключения переднего моста со скоростью 40–60 км/ч.

Испытания системы охлаждения двигателя Электронный термостат интеллектуальной системы охлаждения Thumbnail imageThumbnail imageСхема интеллектуальной системы охлаждения двигателя

Тюнингованная система охлаждения УАЗа справилась великолепно, держа стабильно температуру ДВС на всех режимах движения.

Тестовый пробег поэтапно.
1. Этап

Можайск – Ступино без прицепа
Температура – ДВС 94–99оС. 
V_ 100–120км/ч Расход топлива 13.88л

Ступино – Волгоград- Волжск с буксировкой прицепа.
участок – 277км V_ 70–80км/ч Расход топлива 16.83л/100км
участок – 361км V_ 80–90км/ч Расход топлива 17.25л/100км
участок – 271км с проездов по городам Волгоград и Волжск V_ 80–90км/ч Расход топлива 18.23л/100км

Микропроцессорные устройства для тюнинга УАЗа имели следующие регулировки:
Термостат – начало открытия 87оС, полное открытие 97оС.
Жалюзи – начало открытия 72оС, полное открытие 82оС.
Электровентиляторы – включение на 96оС на 30% с плавным увеличением до 100% в зависимости от температуры и нагрузки.
Температура двигателя внутреннего сгорания, окружающей среды, обороты контролировались с использованием бортового компьютера.

2. Этап

Волжск – Ахтуба – Баскунчак – Ахтуба – Астрахань с частичной буксировкой прицепа.
Тестовый пробег на первом спецучастке Ахтуба – Баскунчак – Ахтуба 100км проходил без прицепа.
577км Температура ДВС 97–102оС. V_ 80–90км/ч Расход топлива 13.л/100км

Микропроцессорные устройства были перестроены и имели следующие регулировки:
Термостат – начало открытия 82оС., полное открытие 92оС.
Жалюзи – начало открытия 72оС., полное открытие 82оС.
Электровентиляторы – включение на 93оС. 30% .

3. Этап

Испытания системы охлаждения двигателя Астрахань – Элиста – Ипатевское без прицепа с тестовыми участками по песчаным барханам.
533км Температура ДВС 97–102оС. V_ 90–110км/ч Расход топлива 12.88л/100км
Температура воздуха превысила 40оС.

Ипатевское-Ставрополь-Ростов-на-Дону без прицепа и тестовых участков
535км Температура ДВС 97–99оС. V_ 90–100км/ч Расход топлива 9.98л/100км
4. Этап
Ростов-на-Дону – Воронеж по трассе М4 с пробками из-за ремонта трассы.

546км Температура ДВС 88–92оС. V_ 90–110км/ч Расход топлива в таком смешанном цикле- 12.45л/100км. Вентиль термостата открыт принудительно на 70%.
Воронеж-Ступино-Можайск

599км Температура ДВС 90–93оС. V_ 100–130км/ч Расход топлива 12.36л/100км

Выводы

Испытания системы охлаждения двигателя 1. Прототип тюнинговой системы управления охлаждения ДВС УАЗа был успешно испытан. Отказов по силовой электронике не было. Теоретическая надежность микропроцессорных систем по сравнению с механическими и релейными подтвердилась. Электовентиляторы при движении с прицепом, на спецучастках и стояния в пробках на трассе М4 работали часами, не допустив ни одного сбоя.

2. По расходу бензина при движении без прицепа легко с запасом уложились в нормы завода изготовителя, которые были получены при идеальных условиях.
10.4л/100км при V_ 90км/ч
14л/100км V_ 120км/ч
Режим движения по трассам был неэкономичный, с частыми обгонами и торможениями.

3. Производительности механической помпы временами не хватало при движении с небольшими скоростями на тестовых участках и в пробках при +40оС. Температура ДВС держалась не более чем 100–102оС. за счет мощного обдува электровентиляторами, при этом охлаждающая жидкость, проходя через радиатор, снижала температуру примерно на 10оС. После тестовых участков даже при движении по шоссе на скорости 90км/ч температура ДВС опускалась очень медленно, не более 1оС на километр, что указывает на недостаточную производительность помпы.

4. Все тюнинговые устройства информацию о температуре ДВС УАЗа получали с аналогового одноконтактного датчика температуры для указателя на панели приборов.

Дополнительные сведения.
Автоматические жалюзи вкупе с остальной электроникой в летнем режиме обеспечивают время прогрева на ХХ до рабочей температуры:
до 70град. – 4.07мин.
до 90град. – 6мин.

Для штатной системы охлаждения:
до 70град. – 6.47мин.
до 90град. – 14мин.

В случае аккуратного движения после прогрева до 40оС разница увеличивается еще на 50%.

Далее авторский текст по тюнингу УАЗа Владимира Арбузова, журнал "За рулем":