«Борей-А или Борей-К» – блок плавного управления вентилятором радиатора автомобиля (БУ ЭВСО)
- Снижение расхода топлива
- Увеличение срока службы двигателя
- Вентилятор работает практически бесшумно
Содержание
Модификации (виды) «Борея»
Борей-А\К |
На текущей странице представлено исполнение с разъемом для подсоединения проводов. Разъемы находятся внутри корпуса, для ввода проводов используется штуцер. Исполнение именуется «Борей-А\К». Вся плата залита герметиком, за исключением контактов разъема для подключения проводов. Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины "по месту". Штуцер предназначен для проводов до 4кв.мм., но на пределе возможны и 6кв.мм. «Борей-А» коммутирует провод "плюс", «Борей-К» коммутирует "массу". Будет заказное исполнение на 24Вольта с коммутацией "массы". Эта версия находится в производстве с весны 2018года, имеет существенные улучшения в части электроники. Рисунки и схемы этой версии обновятся в течении марта-апреля. |
|
Борей-КВ |
Герметичное исполнение «Борея-К», провода в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Информация представлена на отдельной странице. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки это не получится. Имеется исполнение на 24Вольта. |
|
Борей-АВ | Герметичное исполнение «Борея-А» для коммутации на вентиляторе провода "+12В", провода в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Информация представлена на отдельной странице. |
Узнать, какой из проводов к вентилятору коммутирует штатное реле можно следующим образом. При включенном зажигании, но на не заведенном ДВС и выключенном вентиляторе нужно тестером померять напряжение на любом из выводов вентилятора относительно массы. Если тестер покажет +12В, то вентилятор коммутируется проводом "массы" и Вам нужен «Борей-К» или «Борей-КВ». Если покажет 0В - то "плюсовым" проводом, соответственно Вам нужен «Борей-А».
Назначение блока управления вентилятором (БУ ЭВСО)
Все люксовые автомобили, оснащенные электровентиляторами радиатора системы охлаждения, имеют и модуль плавного управления скоростью вращения этого вентилятора. Это неслучайно, поскольку такое управление дает массу преимуществ в сравнении с классическим релейным управлением. Плавное управление скоростью вращения имеет только один существенный недостаток - высокую цену. Вот именно в плане цены наш блок управления вентилятором дает огромную фору импортным аналогам, ни в чем не уступая им по остальным параметрам. Историю создания «Борея» можно посмотреть здесь.
«Борей» предназначен для изменения скорости вращения электровентилятора радиатора системы охлаждения в зависимости от текущей температуры двигателя автомобиля таким образом, чтобы температура ДВС не уходила выше 1-2градусов от установленной точки включения электровентилятора. C этой задачей «Борей» справляется гораздо лучше, чем штатная релейная система.
Блок управления «Борей» - это система управления вентиляторами, имеющая расширенные функции в сравнении со штатной системой.
- БУ ЭВСО решит для Вас проблему охлаждения двигателя машины в самых тяжелых условиях. «Борей» гораздо более надежен, чем реле.
- БУ ЭВСО может управлять вторым электровентилятором или электропомпой для увеличения теплосъема с радиатора системы охлаждения. Естественно, что для работы «Борея» необходим вентилятор(ы), производительность которого(ых) достаточна для самого тяжелого режима охлаждения двигателя автомобиля.
- БУ ЭВСО работает "впараллель" со штатной системой включения вентилятора, ничем не мешая ей. Эти две системы резервируют друг друга, тем самым повышая общую надежность.
- БУ ЭВСО обрабатывает и потребности кондиционера автомобиля, включая продув конденсора кондиционера тогда, когда это нужно кондиционеру. Этим ликвидируется необходимость в дополнительном вентиляторе для кондиционера.
- БУ ЭВСО подключается к штатному датчику автомобиля, при этом нет необходимости в подборе или калибровке этих датчиков. Температура стабилизации при этом задается самим водителем с помощью очень простой операции (все подробности есть ниже по тексту).
Для каких машин предназначен БУ ЭВСО?
Да, собственно, для всех, где есть электровентилятор. От "Оки" и до "Чероки", от 0.5литров объема двигателя и до 5-8л, в том числе серийно устанавливаются на вездеходах АВТОРОС. В мощных машинах разумно просто использовать два электровентилятора с двумя «Бореями» даже там, где справился бы и один. В расчете на литр объема установка «Борея» на "Чероки" гораздо более дешевое мероприятие, чем на "Оку". При замене вентилятора с вискомуфтой на электровентилятор рекомендуется применить "Борей-К" или "Борей-КВ"
Преимущества:
- автоматическая настройка температуры стабилизации без участия водителя;
- простота перестройки температуры стабилизации;
- контроль работы вентилятора системы охлаждения с помощью запрограммированных тестов;
- контроль рабочих параметров системы охлаждения при запуске двигателя;
- автоматическая защита от перегрузки по току свыше 30 А;
- автоматическая защита от короткого замыкания по току свыше 50 А;
- легкое встраивание в штатную систему охлаждения;
- стабилизация температуры двигателя, а не радиатора;
- высокая надежность;
- резервирование (штатная система охлаждения остается в качестве дублирующей).
- для управления блоком не используются механические кнопки, управление бесконтактное, магнитное.
Преимущества при использовании блока управления вентилятором
- стабилизировать температуру двигателя;
- снизить расход топлива;
- увеличить срок службы (ресурс) двигателя автомобиля;
- практически исключить шум от работы вентилятора;
- уменьшить электрическую нагрузку на бортовую сеть автомобиля.
Принцип работы блока управления вентилятором
Здесь никакого "открытия Америки" нет. Как и нет гигантского эффекта, он составляет в общем 15-30% по отношению к классической системе управления вентилятором.
Когда с помощью реле, включающего электровентилятор в классической системе, двигатель охлаждается на 10градусов, когда достаточно его охладить на 1градус, лишние 9градусов оказываюся действительно "лишней" работой, которую «Борей» зря не выполняет. Эффект здесь, конечно не в 9 раз, но вдвое выигрыш есть. Выше мы уже писали о том, что вентилятор должен обеспечивать охлаждение ДВС в максимально тяжелом режиме (режиме максимальной мощности). Когда вентилятор в пробке охлаждает двигатель, работающий на 10% своей мощности, ему достаточно и 30% скорости вращения, от большей мощности пользы не будет (подробнее здесь).
В целом, именно эффективные алгоритмы работы управления вентилятором позволяют достичь небольшой экономии, но что более важно, позволяют более точно стабилизировать температуру двигателя. Водители, установившие «Борей», обычно говорят: "установил и забыл, а в пробках стрелка температуры стоит, как влитая".
Установка
- Подробная установка в картинках
- Lexus
- Land-Rover
- Калина
- Волга,УАЗ
- Lada2110
- Lada2115
- Нива213
- ChNiva
- Патриот
Процедура установки БУ ЭВСО элементарна. Блок управления вентилятором имеет три жгута - силовой, жгут питания и жгут управления.
Силовой жгут имеет два разъема. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы и подстыковывается к первому разъему силового жгута. Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему силового жгута. Перепутать их не получится, они разные.
Жгут питания содержит два провода питания блока управления, которые подключаются к аккумуляторной батарее, желательно через предохранитель.
Жгут управления содержит четыре провода, первый из которых крепится к массе (измерительная масса), второй подключается к штатному датчику температуры двигателя, третий используется в случае, если автомобиль укомплектован кондиционером, четвертый - при необходимости управлять вторым электровентилятором или электропомпой.
Одна из самых ответственных операций - настройка температуры включения ЭВСО, автоматизирована. Для этого достаточно установить «Борей» параллельно со штатной системой управления ЭВСО, завести мотор и дождаться, пока штатная система сработает 4 раза, и уже на 5 раз запустится тест системы охлаждения от «Борей» с плавным включением ЭВСО до 100%. Дальнейшие включения ЭВСО будут происходить с плавной регулировкой оборотов в зависимости от температуры двигателя. Температура включения ЭВСО устанавливается на 5˚С ниже порога срабатывания штатной системы. Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения ЭВСО с малым шагом прямо на заведенном двигателе в паузах между включениями ЭВСО.
Располагать блок желательно штуцером вбок или вниз, чтобы потоки воды (а таковые все же встречаются на дороге) стекали по блоку, не попадая через штуцер внутрь. Конденсат, поскольку имеется разница температур "день-ночь", тоже имеет свойства скапливаться внутри любого корпуса. Для его слива из внутренностей корпуса обычно предусматривают отверстие в самой нижней части корпуса. В нашем случае после установки «Борея» тоже можно определить такую самую нижнюю точку корпуса и просверлить небольшое отверстие диаметром 0.5-2мм, отступив от дна подальше (на дне установлена вся электроника). Дополнительно самостоятельно герметизировать корпус герметиком вредно, от конденсата это не защитит, а вот пути выхода пара из корпуса перекроет, в результате скорость накопления конденсата только увеличится.
Более подробно со всеми аспектами работы БУ ЭВСО можно почитать на форуме и в разделе FAQ. Там же расположены и статьи по тематике управления электровентилятором.
Два комплекта проводов для «Борея», отличающиеся типом разъема
Доступны для поставки четыре комплекта проводов, различающихся типом применяемого разъема вентилятора и полярностью (для «Борей-А» и «Борей-К»). Силовые провода имееют сечение 2.5кв.мм.
Первый тип с российским разъемом хорош тем, что если он не подходит по "пластмассе" к разъему вентилятора, то контакты можно извлечь из пластмассового корпуса и воткнуть по отдельности в разъем вентилятора, учитывая полярность. В автомобилях разных стран применяют разные разъемы, но внутренний тип контакта почти всегда один (размер 6.3мм), в том числе у вентиляторов "Бош" российского производства, а также "Шеви-Нивы" и "Калины".
Второй комплект проводов с разъемом Packard 12015987 (рисунок справа) подходит по "пластмассе" к большинству импортных вентиляторов, в том числе и вентиляторам "Бош" российского производства, а также к вентиляторам "Шеви-Нивы" и "Калины". Однако разобрать такой разъем уже не получится, контакты внутри специализированные и не подойдут к другому типу разъемов.
LED-шкала для индикации скорости вращения вентилятора
Светодиодная шкала "Фотон-1" показывает текущую скорость (мощность) вращения вентилятора. Фактически «Фотон-1» - измеритель среднего напряжения на моторе. "Фотон-3" дополнительно имеет шкалу температуры, показывающую отклонения температуры от точки срабатывания вентилятора.
Доступна для заказа на отдельной странице
Монтажный комплект реле
Монтажный комплект «Борея» нужен, если необходимо подключить второй вентилятор, электропомпу или зарезервировать основной ЭВСО.
Для этих случаев доступен к заказу монтажный комплект реле, в котором есть само реле, колодка и необходимые провода. Комплект укомплектован паспортом со схемами подключения и полной информацией для монтажа.
Дополнительные устройства.
Удобно часто измерять температуру внешними устройствами. Для этого мы пользуемся примитивным термометром и пирометром.
Термометр с индикатором, Китай. Его выносным термодатчиком можно измерить температуру радиатора, двигателя или любого другого объекта. После настройки Борея термометр можно поместить в салоне для измерения температуры воздуха или унести домой для измерения температуры аквариума. Безусловным преимуществом термометра является цена.
Пирометр, Китай. Позволяет измерять температуру бесконтактно в точке, подсвечиваемой лазером. Точность, конечно, меньше, чем у термометра с выносным датчиком, но зато удобно. Можно измерять температуры в автомобиле на двигателе, на трушихся деталях типа тормозных дисков или подшипников, дома искать щели в окнах и т.д.
Паспорт устройства
- Паспорт Борей-А 2018года
- Паспорт Борей-K 2018года
- Паспорт с руководством по эксплуатации блока управления вентилятором «Борей» образца 2012года
- Паспорт Монтажного комплекта реле для любой версии Борея.
Паспорта предыдущих версий доступны здесь.
Оформить заказ / КУПИТЬ блок управления вентилятором