Интеллектуальный тюнинг УАЗ-3163
Содержание материала
Авторский текст Владимира Арбузова, журнал "За рулем":
В тени +45оС. Впереди вместо асфальта - как бы вода. Машины плывут, отражаясь в ней, но все это только мираж. От жары не спрятаться. Встречный воздух - как из печки. Хочется пить и закрыться в холодильнике...
Заканчивается июль в Астрахани, а наш тест на выносливость УАЗа только начинается.
Целый год тюнингованный УАЗ трудился в автопарке "За рулем". Хлопот с ним было немного.Кое что довели, переделали, обошлись без серьезных поломок. Машина ни разу не подвела. Большой, вместительный и солидный джип хорош, но отпугивает своей прожорливостью. В нормы завода (10.4л/100км при 90км/ч и 14,5л/100км при 120км/ч) уложиться не удается. Наш средний расход на шоссе -15-16л/100км, по городу 17-18 и до 20 по снегу, грязи или с прицепом.
Одна из причин хорошего аппетита - некорректная работа системы охлаждения. Дорогое тепло улетает на ветер. Съэкономить топливо можно, установив стабильный тепловой режим двигателя. Идеальный двигатель работает без тепловых потерь.
Заданную температуру системы охлаждения поддерживают термостат и гидромуфта. Эти механические устройства медлительны и нерасторопны. Другое дело, когда за эту работу возьмется электроника.
Мы, используя встроенный в корпус моторедуктора микропроцессорный контроллер "СиличЪ" и водопроводный шаровой кран, изготовили для тюнинга УАЗа электронный термостат. Его проходное сечение - 40мм, время открытия - 3сек. Нужную температуру можно задать кнопкой и электронный термостат будет ее сторожить. Термостат стоит на большом круге, а малый открыт всегда. Его сечение методом подбора ограничено до 10мм резиновой втулкой в корпусе опустевшего штатного термостата.
Вместо гидромуфты УАЗа будут трудиться два электровентилятора по 360 Вт каждый. В них встроены уже давно известные нам тюнинговые регуляторы мощности (БУ ЭВСО "СиличЪ"). Температуру рабочей жидкости берем с одноконтактного датчика, установленного в корпусе штатного термостата.
Перед радиатором установлены жалюзи, они хоть сильно и не нужны в жару, но надо убедиться, что и мешать они тоже не будут. А помогают они быстрее прогреть двигатель и сохранить тепло на стоянке. Ими управляет точно такой же тюнинговый моторедуктор со встроенной электроникой, что и на электронном термостате.
Заводим двигатель. Интеллектуальные термостат и жалюзи закрыты, вентиляторы стоят. Поднимается температура в двигателе - оживают жалюзи и термостат, он начинает двигаться "туда-сюда". Сначала понемножку, потом все быстрее и угол поворота все больше. "Горячо" - открылся полностью, этого недостаточно и в дело вступают, бесшумно раскручиваясь один за другим, вентиляторы. Назначение всей этой премудрой тюнинговой электроники - не допустить как недогрев, так и перегрев двигателя, поддерживать оптимальную температуру ДВС автомобиля. Глушим двигатель, вентиляторы еще 20сек. сдувают жару с двигателя, следом закрываются термостат и жалюзи.
Первые пробные заезды тюнингованного УАЗ - "Патриота" с интеллектуальной системой охлаждения дали неплохие результаты. На шоссе и в городских пробках перепад температуры от заданной составил всего 2оС, такого не было на моей памяти ни на одной из машин. Выехали на свежевспаханное поле, через полтора километра от разогретого до красного состояния выпускного коллектора задымилась шумоизоляция моторного отсека. А температура охлаждающей жидкости - в норме, перепад - всего 3оС.
Иммитируем поломку термостата, просто сняв моторедуктор, это дело одной минуты, а может и меньше. В этом случае его можно открыть отверткой, а функции стабилизации температуры отдать жалюзи, благо их температурой открывания можно тоже "руководить". Задумался, сколько работы было бы, если бы обычный термостат заклинил. Получается: не всегда усложнение приводит к уменьшению надежности.
Термостат полностью закрываем, это вроде как повреждение радиатора, по ходу замечаю, что тосол через реальную дыру в радиаторе в этом случае не выбегал бы, кран термостата ведь закрыт наглухо. Для охлаждения остался только малый круг.
Поехали. Вентиляторы молотят на полную мощность, сдувая тепло непосредственно с блока цилиндров и ГБЦ, печку не включаем. Температура двигателя- 102оС, не "кипим", перегрева двигателя нет!!! Ехать можно, осторожничаем пока, все же не на асфальте движемся, в поле и пешком идти тяжело, чего уж говорить про колеса. Однако едем уже долго.
Решили "сжечь" всю электронику, теперь и жалюзи отцеплены от моторедуктора и открыты вручную и вентиляторы проводами подключены к аккумулятору или к штатной проводке, надо, кстати, на этот случай штатно в салон поставить громадный тумблер, где-то в гараже он был. Раз уж испытания - тогда уж по полной. Как ни в чем ни бывало продолжаем путь. Ну что ж, неплохо, будем знать, что на "Патриот" можно полагаться в автономном плаванье при полном отсутствии каких либо сервисов.
Теперь о пользе интеллектуальных жалюзи.
Температура за бортом +18оС. Двигатель с ними прогревается до 85оС за четыре минуты и в течении 2часов после выключения зажигания температура заглушенного ДВС падает всего лишь до 63оС. Это и понятно, жалюзи закрыли выход тепла через радиаторную решетку вперед. Теперь, как из перевернутого стакана, теплу деваться некуда, только вниз. Но тепло просто так вниз идти не заставишь, нужен ветер, а ему задувать некуда. Если дополнительно на зиму утеплить места стыка капота с крыльями и передком, да и сами боковушки тоже, то заводиться для прогрева двигателя зимой в морозы получится намного реже.
Можно долго говорить "халва, халва...", но только длительное автономное с полной загрузкой плавание в экстремальной среде позволит оценить надежность и пользу от нововведений, коей стала интеллектуальная система охлаждения автомобиля от "СиличЪа". Тюнингованному УАЗу надо собираться в дорогу...