«Борей-АВ» – «плюсовой» герметичный fan-контроллер (блок управления) электровентилятора системы охлаждения двигателя
- Снижение расхода топлива
- Увеличение срока службы двигателя
- Вентилятор работает практически бесшумно
Содержание
В доброй половине машин штатная система управляет электровентилятором системы охлаждения двигателя (ЭВСО) коммутацией «плюсового» провода. Модель же fan-контроллера «Борей» ранее могла коммутировать лишь провод «массы». Модель «Борей-АВ» устранила этот пробел, он коммутирует «плюсовой» провод.
Узнать, какой из проводов к вентилятору коммутирует штатное реле можно следующим образом. При включенном зажигании, но на не заведенном ДВС и выключенном вентиляторе нужно тестером померять напряжение на любом из выводов вентилятора относительно массы. Если тестер покажет +12В, то вентилятор коммутируется проводом "массы". Если покажет 0В - то "плюсовым" проводом.
Основные характеристики «Борей-АВ» и «Борей-КВ» идентичны.
«Борей-АВ» – плюсовой и водозащищенный
буква А – обозначение коммутации "плюсового" провода,
буква В – водозащищенный/влагозащищенный.
Модификации (виды) «Борея»
Борей-А\К | На этой странице представлено исполнение с разъемом для подсоединения проводов. Исполнение именуется «Борей-А\К». Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины "по месту". Имеется исполнение на 24Вольта с коммутацией "массы". | |
Борей-КВ | Герметичное влагозащищенное исполнение «Борея», провода в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Информация представлена на отдельной странице. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлиннение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки это не получится. Имеется исполнение на 24Вольта. | |
Борей-АВ | Герметичное влагозащищенное исполнение «Борея-А» для коммутации на вентиляторе провода "+12В", провода в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Информация представлена на отдельной странице. |
Конструкция fan-контроллера
Fan-контроллер выполнен в алюминиевом корпусе, в который установлены все электронные компоненты, разъемы на корпусе отсутствуют, провода выведены из корпуса через кабельный ввод. Влагозащищенность обеспечивается полупрозрачным герметиком, которым залита плата с электронными компонентами, установленная в блок.
Назначение «Борей-АВ»- fan-контроллера электровентилятора
Все люксовые автомобили, оснащенные электровентиляторами радиатора системы охлаждения, имеют и fan-контроллер этого вентилятора. Это неслучайно, поскольку такое управление дает массу преимуществ в сравнении с классическим релейным управлением. Плавное управление мощностью имеет только один существенный недостаток - высокую цену. Вот именно в плане цены «Борей» дает огромную фору импортным аналогам, ни в чем не уступая им по остальным параметрам. Историю создания «Борея» можно посмотреть здесь.
Fan-контроллер «Борей» решит для Вас проблему охлаждения двигателя машины в самых тяжелых условиях. «Борей» гораздо более надежен, чем реле.
«Борей» предназначен для изменения скорости вращения электровентилятора радиатора системы охлаждения в зависимости от текущей температуры двигателя таким образом, чтобы температура ДВС не уходила выше 1-2градусов от установленной точки включения электровентилятора. C этой задачей "Борей" справляется гораздо лучше, чем штатная релейная система.
Дополнительно «Борей» может управлять вторым электровентилятором или электропомпой для увеличения теплосъема с радиатора системы охлаждения. Естественно, что для работы "Борея" необходим вентилятор(ы), производительность которого(ых) достаточна для самого тяжелого режима охлаждения двигателя.
«Борей» работает "впараллель" со штатной системой включения вентилятора, ничем не мешая ей. Эти две системы резервируют друг друга, тем самым повышая общую надежность.
«Борей» обрабатывает и потребности кондиционера автомобиля, включая продув конденсора кондиционера тогда, когда это нужно кондиционеру. Этим ликвидируется необходимость в дополнительном вентиляторе для кондиционера. В модели "Борей-АВ" активный уровень этого входа может быть как низким(уровень массы), так и высоким (уровень +12В).
Для каких машин предназначен fan-контроллер?
Да, собственно, для всех, где есть электровентилятор. От «Оки« и до «Чероки», от 0.5 литров объема двигателя и до 5-8л, в том числе серийно устанавливаются на вездеходах АВТОРОС. В мощных машинах разумно просто использовать два электровентилятора с двумя «Бореями» даже там, где справился бы и один. В расчете на литр объема установка «Борея» на "Чероки" гораздо более дешевое мероприятие, чем на "Оку".
Назначение элементов:
Схема подключения fan-контроллера
Силовой жгут имеет два разъема. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы и подстыковывается к первому разъему силового жгута. Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему силового жгута. Перепутать их не получится, они разные. Провод "минус питания вентилятора" на этом разъеме крепится "под болт" на кузов в удобное место.
Жгут питания содержит один провод питания блока управления, который подключается к аккумуляторной батарее, желательно через предохранитель.
Жгут управления содержит четыре провода, первый из которых крепится к массе (измерительная масса), второй подключается к штатному датчику температуры двигателя, третий используется в случае, если автомобиль укомплектован кондиционером, четвертый - при необходимости управлять вторым (или резервировать основной) электровентилятором или электропомпой. Разветвление на два контакта у провода датчика температуры удобно при использовании одноконтактного датчика и позволяет иметь разъемное соединение в этом месте. Для двухконтактного датчика ответвление можно отрезать и соединить отрезанную часть с сигнальным проводом датчика для получения тоже разъемного соединения.
Одна из самых ответственных операций - настройка температуры включения вентилятора, автоматизирована. Для этого достаточно установить «Борей-АВ» параллельно со штатной системой управления вентилятором, завести мотор и дождаться, пока штатная система сработает 4 раза, и уже на 5 раз запустится тест системы охлаждения от «Борей-АВ» с плавным включением вентилятора до 100%. Дальнейшие включения будут происходить с плавной регулировкой оборотов в зависимости от температуры двигателя. Температура включения устанавливается на 5˚С ниже порога срабатывания штатной системы. Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения вентилятора с малым шагом прямо на заведенном двигателе в паузах между включениями.
Установка fan-контроллера
Подробно об установке fan-контроллера на различные автомобили читайте на странице установки
LED-шкала для индикации скорости вращения вентилятора
Светодиодная шкала "Фотон-1" показывает текущую скорость (мощность) вращения вентилятора. Фактически «Фотон-1» - измеритель среднего напряжения на моторе.
Светодиодная шкала "Фотон-3" показывает как текущую скорость (мощность) вращения вентилятора, так и отклонения температуры от точки включения "Борея", точка расположена в середине второй шкалы. По этому индикатору можно следить за алгоритмом работы "Борея", по нему также можно судить об эффективности системы охлаждения, ведь при снижении эффективности (например, радиатор забился тополиным пухом), индикатор покажет, что малой скоростью вентилятора температура уже не сбивается так же быстро, как раньше.
Доступна для заказа и на отдельной странице
Дополнительные устройства.
Удобно часто измерять температуру внешними устройствами. Для этого мы пользуемся примитивным термометром и пирометром.
Термометр с индикатором, Китай. Его выносным термодатчиком можно измерить температуру радиатора, двигателя или любого другого объекта. После настройки Борея термометр можно поместить в салоне для измерения температуры воздуха или унести домой для измерения температуры аквариума. Безусловным преимуществом термометра является цена.
Пирометр, Китай. Позволяет измерять температуру бесконтактно в точке, подсвечиваемой лазером. Точность, конечно, меньше, чем у термометра с выносным датчиком, но зато удобно. Можно измерять температуры в автомобиле на двигателе, на трушихся деталях типа тормозных дисков или подшипников, дома искать щели в окнах и т.д.
Монтажный комплект реле
При монтаже «Борея-АВ» в некоторых случаях возникает необходимость использования внешнего реле:
- Если штатная система коммутирует на электровентилятор «массу», а не провод «+12», как «Борей-АВ».
- Если желательно развязать цепи включения кондиционера и «Борей-АВ»
- Если необходимо подключить второй вентилятор, электропомпу (или зарезервировать основной ЭВСО).
Для этих случаев доступен к заказу монтажный комплект реле, в котором есть само реле, колодка и необходимые провода. Комплект укомплектован паспортом со схемами подключения и полной информацией для монтажа.
Паспорт устройства
Паспорт с руководством по эксплуатации блока управления вентилятором «Борей-АВ» исполнение 2013г.
Паспорт с руководством по эксплуатации блока управления вентилятором «Борей-АВ» исполнение 2014г.