03.2001 СЛУШАЕМ ДЕТОНАЦИЮ

Михаил Колодочкин
01.03.2001
За рулем 2001/3, Эксплуатация 

 

СЛУШАЕМ ДЕТОНАЦИЮ

Особенно те, что с высокой степенью сжатия. При детонации "голос" двигателя, как известно, меняет свою окраску - в спектре частот появляется специфическая составляющая с высокой амплитудой ("звон"). Чтобы вовремя услышать его и сообщить электронному блоку управления, на блок цилиндров устанавливают датчик детонации. Его размещают с таким расчетом, чтобы он "прислушивался" к каждому из цилиндров. Понятно, если цилиндров много, потребуется несколько датчиков, однако под капотом "Волги" вполне управится датчик-одиночка, размещаемый на правой стороне блока. После обработки его сигналов электронные "мозги" двигателя вырабатывают команды на изменение угла опережения зажигания. При этом хороший микропроцессор может рассчитать смещение момента зажигания для каждого цилиндра в отдельности.
Речь пойдет о широкополосном датчике детонации GT305 и его зарубежном аналоге фирмы "Бош". Ими комплектуют шестнадцатиклапанные моторы ЗМЗ-406 и некоторые модели вазовских впрысковых двигателей, например, оснащенные каталитическими нейтрализаторами или системами управления с контроллерами "Январь-5.1" и М 1.5.4 N (подробнее см. ЗР, 2000, № 3).
Устройство "волжского" датчика детонации показано на рис. 1, а пример его выходного сигнала - на рис. 2. Основная деталь датчика - пьезоэлемент, на выводах которого при механической деформации появляется напряжение. Сам по себе пьезоэлемент достаточно легкий, поэтому для полноты ощущений на него давит увесистая шайба.
Заставить близнецов раскрыть свои способности оказалось нелегко - в ход пошли такие мудреные термины, как "резонансная балка", "объемная нагрузка" и "максимальная декартова компонента"... Исправный датчик должен сохранять свою работоспособность при воздействии повышенной вибрации, иметь определенное значение электрической емкости и сопротивления изоляции, а также демонстрировать нужную осевую чувствительность в определенных пределах - ни больше ни меньше. Результаты испытаний сведены в протокол.
Ожидаемого "разнобоя" не получилось - уральское изделие ни в чем не уступило именитому "немцу". Осталось вспомнить пятикратную разницу в цене и порадоваться за отечественного товаропроизводителя.
Рис. 1. Устройство датчика детонации GT305: 1 - штекер; 2 - изолятор; 3 - корпус; 4 - гайка; 5 - упругая шайба; 6 - инерционная шайба; 7 - пьезоэлемент; 8 - контактная пластина.
Датчик GT305
(Уральский электромеханический завод).
Датчик 0261231046
фирмы "Бош".
Рис. 2. Характеристика датчика детонации (при постоянной частоте вращения коленвала). Красный цвет соответствует наличию детонации. Остается пропустить сигнал через полосовой фильтр, оценить его амплитуду и "пожаловаться" микропроцессору - пусть принимает решение.