«Аргест» – Контроллер электровентилятора отопителя
- До 24 скоростей обдува
- Высокая надежность, длительный срок эксплуатации
- Отсутствие нагреваемых элементов
Содержание
с управляющими кнопкой, энкодером и поворотным резистором.
Аргест – (др. греч. argestes) сухой западно-северо-западный ветер в Греции и божество этого ветра в греческой мифологии.
Внимание! К
заказу доступна уже новая модификация «Аргест-2»,
данная страница предназначена для владельцев предыдущего «Аргеста» и для
дополнения информацией «Аргеста-2».
Назначение и принцип работы
Контроллер электровентилятора отопителя «Аргест» – это ШИМ регулятор частоты вращения электродвигателя отопителя (интеллектуальный резистор «Аргест»), выполняющий не только все функции штатного дополнительного резистора, но и реализующий новые полезные в эксплуатации функции. "Поумневший" дополнительный резистор способен регулировать ток электровентилятора с шагом 5% (20 шагов регулировки) для версии «Аргест-02» или 3,33% (24 шага регулировки) для версий «Аргест-03», «Аргест-04», то есть интеллектуальный резистор «Аргест» может без потерь энергии плавно управлять мощностью потока воздуха, поступающего из воздуховода системы отопления в салон автомобиля.
Преимущества «Аргеста»
Центральное место в салоне занимает отопитель. От работы отопителя зависит комфорт в салоне. И неисправности печки тоже наиболее болезненны для водителя.
Откуда же возникают проблемы с работой отопителя?
Основные элементы электросхемы отопителя - это переключатель скоростей, он коммутирует большие токи, дополнительный резистор, он рассеивает на себе избыточную мощность, и сам мотор вентилятора, он должен работать и в жаре и в холоде на разных скоростях.
Вот эти все три элемента и являются источниками неисправности отопителя. У переключателя горят контакты, дополнительный резистор перегревается и перегорает, примороженный мотор, оставленный на малых оборотах, зимой не может стронуться с места и благополучно перегорает.
Все эти проблемы и решает контроллер электровентилятора отопителя «Аргест»:
- он не имеет сильноточных переключающих контактов,
- он не греется,
- он использует интеллектуальное ШИМ-управление коллекторным двигателем.
Кроме этого, «Аргест» еще и удобен, у него большое количество скоростей обдува вместо штатных 2-4скоростей.
Преимущества «Аргест» перед штатной системой:
- отсутствие нагреваемых элементов,
- отсутствие механических контактов (нет реле),
- 20 или 24 скорости обдува,
- высокая надежность, длительный срок эксплуатации.
Более подробно принципы и преимущества ШИМ-регулирования описаны в статье «БУ ЭВСО «Борей»: внутреннее устройство ШИМ-регулятора оборотов».
Модификации устройства
Мы разработали три контроллера – «Аргест-02», «Аргест-03» и «Аргест-04» для любых возможных, применяемых в автомобилестроении, элементов управления – трехпозиционного переключателя с фиксированным возвратом в среднее положение, энкодером и переменным резистором. Каждый из контроллеров «Аргест» поставляется со своим жгутом, что значительно облегчает установку и монтаж изделия на любые типы автомобилей. Автолюбитель при этом должен только выбрать предпочтительный для него элемент управления скоростью вращения электровентилятора отопителя, соотнеся свой выбор с возможностью простой и быстрой установки (крепления) элемента управления на «торпеде».
Все существующие штатные системы управления скоростью вращения электровентилятора отопителя используют только один принцип "гашения" "лишнего напряжения" на дополнительных резисторах. При этом дополнительный резистор греется и, при отсутствии или затрудненности обдува, очень быстро сгорает.
Самая простая система управления – двухскоростная с использованием одного дополнительного резистора применяется на автомобилях ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и им подобных типах. В этих системах (см. рис. 1) применяется трехпозиционный переключатель. Одно положение переключателя – выключение электровентилятора, второе положение – низкая скорость (запитка электровентилятора осуществляется через дополнительный резистор), а третье положение – высокая скорость, когда на электровентилятор подается напряжение бортовой сети минуя дополнительный резистор.
Дальнейшее развитие система управления получила на моделях ВАЗ-2108,
ВАЗ-2115 и им подобных (см. рис. 2). Тупое добавление еще одного резистора
(но конструктивно расположенного на каркасе первого) при применении уже
четырехпозиционного переключателя, позволило автоконструкторам увеличить
количество возможных скоростей вращения до трех.
Верхом совершенства конструкторской мысли автовазовцев стало доведение
скоростей вращения электровентилятора до четырех путем введение третьего
сопротивления (либо последовательной или параллельной комбинацией
предыдущих двух) и применения пятипозиционного переключателя в качестве
управляющего элемента.
Главные отличия «Аргест» от нашего же контроллера отопителя «Аквилон»:
- «Аргест» предполагает небольшой объем электромонтажа, в «Аквилон» никакого вмешательства в проводку не осуществляется.
- «Аргест» использует для регулирования скорости собственный орган
управления, это может быть:
- переменный резистор, версия «Аргест-04», поворот оси имеет упоры в обоих направлениях, положение риски на ручке однозначно сопоставлено со скоростью обдува.
- энкодер, похожий по внешнему виду на переменный резистор, версия «Аргест-03» , поворот оси не имеет упоров, положение риски на ручке никак не связано с текущей скоростью обдува, при вращении ручки по часовой стрелки скорость обдува увеличивается, при вращении против - уменьшается.
- трехпозиционная кнопка, аналогичная кнопке управления стеклоподъемника, версия «Аргест-02»
- «Аргест» проще, надежней и дешевле.
Установка
Подсоединяемые провода от «Аргест»:
- масса, длина провода 0.3метра, контакт "кольцо",
- "+12В", длина провода 1.3метра, контакт "штыревой контакт 6.3мм", подсоединяется в колодку изъятого дополнительного резистора, в этой цепи уже установлен штатный предохранитель отопителя,
- провод к контакту электровентилятора отопителя, длина провода 0.3метра, контакт "штыревой контакт 6.3мм".
Два последних провода в большинстве случаев "втыкаются" в разъем, который отсоединен от сгоревшего или заменяемого дополнительного резистора отопителя. "Масса" крепится под болтовое соединение поблизости.
Трехпроводный жгут с элементом управления одним своим концом впаян в плату устройства. Другой конец жгута подключен к элементу управления. Все контроллеры «Аргест» поставляются изготовителем с подключенными к жгуту элементами управления. Для удобства размещения трехпозиционной кнопки на "торпеде" автомобиля разъемное соединение имеет возможность расстыковки.
Применение контроллера «Аргест» допустимо на всех выпускаемых автомобилях.
На рис.3, рис. 4 и рис. 5 изображено подключение «Аргест» с различными элементами управления (см. рис. 6) скоростью вращения электровентилятора отопителя. Как следует из приведенных рисунков, подключение всех модификаций «Аргест» носит однотипный характер и ничем не отличается друг от друга. Единственное отличие, не нашедшее отражения на рисунках, это различные подходы крепления выбранных автовладельцами элементов управления (клавишный переключатель, энкодер или переменный резистор) на "торпеде" автомобиля.
Контроллеры электровентилятора отопителя «Аргест-02», «Аргест-03» и «Аргест-04» хотя внешне и одинаковы, тем не менее не взаимозаменяемы. Каждый из "Аргестов" способен правильно функционировать только со своим элементом управления, работа с "чужими" элементами управления изготовителем невозможна без перепрошивки программы.
C 2013г. контроллеры «Аргест» выпускаются с двумя дополнительными проводами:
1. Вход "автозапуск" автоматически включает электровентилятор
отопителя со скоростью 30% от максимальной через 7 мин. после
дистанционного запуска двигателя для прогрева салона;
2. Вход "кондиционер" принудительно включает электровентилятор отопителя
со скоростью 20% от максимальной при включении кондиционера.
Инструкции
Инструкция по эксплуатации контроллера электровентилятора отопителя «Аргест» выпуска до 2013 г.
Инструкция по эксплуатации контроллера электровентилятора отопителя «Аргест» выпуска с 2013 г.