Учебник по устройству автомобиля

Неисправности кузова и прочих элементов кузова, при которых запрещается эксплуатация автомобиля

7.1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла.

Когда автомобиль лишен зеркал заднего вида, то очень трудно и небезопасно управлять наполовину «слепой» машиной.

Если «потерялось» внутрисалонное зеркало, приходится постоянно отвлекаться от контроля ситуации в направлении движения, поворачивая голову вправо и влево.

Если же нет боковых зеркал, то увеличивается мертвая, не просматриваемая зона около автомобиля, что также уменьшает безопасность поездки и увеличивает возможность возникновения аварийной ситуации. А по поводу правого наружного зеркала заднего вида, скажу, что оно совсем не лишнее, поверьте. И если ваш автомобиль изначально не был оборудован правым зеркалом, то стоит его приобрести и установить.

Можете «поздравить» себя с суровым испытанием, если разбилось лобовое стекло вашего автомобиля. Ехать без стекла даже в сухую солнечную погоду весьма некомфортно. Ну а если это случилось зимой, когда на дороге много снега и грязи, то потом вы будете долго вспоминать эту поездку. Конечно же, в кратчайшие сроки водитель должен устранить все эти неисправности.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла промышленного изготовления (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88. Допускается применять жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

Некоторые водители превращают свою машину в рождественскую елку. Конечно, для уюта можно что-то повесить, приклеить или привинтить, но основной закон дороги должен соблюдаться. Это «что-то», не должно ограничивать обзор дороги, ухудшать прозрачность стекол, ограничивать свободу движений водителя. Правила здесь неумолимы, и можете потом долго доказывать сотруднику ГИБДД то, что «это» вам не мешает, и что вообще вы купили машину уже с «этим», но путь для вас будет один – в ближайшее отделение Сбербанка.

Тонирование стекол допускается в строго определенных пределах, и у инспекторов ГИБДД есть соответствующие приборы для контроля их затененности. При этом имейте в виду, что водители машин, движущихся за «автомобилем в футляре», не в состоянии контролировать дорожную ситуацию сквозь него и перед ним.

Правила разрешают водителю «спрятаться» за шторками или жалюзи, установленных на заднем стекле. Однако в этом случае необходимо иметь наружные зеркала заднего вида с обеих сторон автомобиля и это обязательное условие.

Но все-таки, во всех случаях «загрязнения» стекол автомобиля, значительно возрастает вероятность того, что ограничение видимости для вас и других водителей приведет к неприятностям. Если уж прятаться от людей, то лучше в лесу или в мотеле, а стекла машины безопаснее содержать чистыми и свободными от любых «наворотов».

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией:
- замки дверей кузова или кабины,
- запоры бортов грузовой платформы,
- запоры горловин цистерн,
- пробки топливных баков,
- механизм регулировки положения сиденья водителя,
- аварийные выходы и устройства приведения их в действие,
- привод управления дверьми,
- спидометр,
- тахограф,
- противоугонные устройства,
- устройства обогрева и обдува стекол.

Автор взял на себя смелость немного изменить официальный текст ПДД. Содержание не изменилось, но форма, согласитесь, стала более приемлемой для восприятия.

Если возникнет потребность срочно покинуть машину, то вы не сможете этого сделать при неработающих замках дверей. И наоборот, можно случайно «эвакуироваться» тогда, когда этого не требовалось (допустим, на вираже дороги).

Не хочется давать характеристику водителю автомобиля, из которого бензин льется на дорогу под горячий глушитель собственной машины и под колеса соседних автомобилей. О последствиях можно догадываться, посмотрев пару «крутых» боевиков.

Досадно бывает, когда в тебя «въезжает» автомобиль без водителя. «А куда делся водитель?» – спросите вы. Так он лежит головой на заднем сидении, одновременно находясь и в водительском сидении, как космонавт при старте ракеты, и поэтому через стекла машины его не видно. Это у него, при нажатии на педаль тормоза, водительское сидение оторвалось от днища автомобиля. А если без кошмаров, то сиденье водителя должно иметь как минимум две степени регулировки. Если же водитель сидит, зажимая коленками уши, или едва дотягивается до педалей и руля, то это уже не соответствует посадке за рулем того, кто отвечает за человеческие жизни. Такой водитель не может правильно и своевременно реагировать на изменение дорожной обстановки.

Спидометр необходим водителю для контроля скорости автомобиля. При выходе его из строя вы не сможете определить скорость на глаз с точностью, необходимой для выполнения требований дорожных знаков «Ограничение скорости». А из-за этого увеличивается вероятность возникновения аварийной ситуации, и появляются непредвиденные расходы по оплате штрафов.

Противоугонное устройство, о котором в законе идет речь, конечно же, не то, о чем вы подумали. Никто не заставляет вас устанавливать на свой старый «Запорожец» электронную суперсигнализацию, стоимостью в два ваших автомобиля. Имеется в виду штатное противоугонное устройство, предусмотренное конструкцией завода-изготовителя. «Ну, это уж совсем сказки, чтобы завод ставил «секретки»...!?» – возмущенно вопросительный возглас с вашей стороны. А в ответ вам, ехидненькое замечание – перелистайте-ка вы заново «Инструкцию по эксплуатации» вашего автомобиля. Оказывается, если вынуть ключ из замка зажигания и повернуть рулевое колесо вправо или влево хотя бы на пол-оборота, то руль механически фиксируется в одном положении - штатным заводским противоугонным устройством! Так вот о его работоспособности и идет разговор. Разумно поступает тот водитель, который к штатному устройству добавляет еще и электронную охранную систему, дополнительные механические устройства (запоры на педали, руль, рычаг коробки перемены передач) и различные секреты «собственного производства».

Без обогрева и обдува стекол автомобиля ездить практически невозможно, так как стекла в салоне запотевают (особенно во время дождя) или покрываются инеем (зимой). Попробуйте перейти какой-нибудь оживленный проспект с закрытыми глазами. Не хочется? Ну и правильно! Точно также вам не должно хотеться выезжать на машине с закрытыми для обзора дороги стеклами. Поверьте, эта неисправность явилась причиной не одной аварии.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

Двигаясь по грязной дороге за грузовиком, автобусом или просто легковым автомобилем, даже при наличии у них грязезащитных фартуков, чувствуешь себя в танке с узкой щелью амбразуры. Нет, это не о том, что под тяжестью грязи машина стала весить как танк, а о щели амбразуры, в которую превратилось большое лобовое стекло. Ну а при отсутствии грязезащитных фартуков, стекло сзади идущей машины «пачкается» (мягко выражаясь) втрое больше. Обзорность резко уменьшается, а вероятность дорожно-транспортного происшествия катастрофически увеличивается. И если сегодня в машину без брызговиков никто не «въехал», то ждите этого завтра.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи).

При движении с прицепом (и с легковым, в том числе), исправность его связующего звена с машиной-тягачом, жизненно необходима. Даже представить трудно, каких «дел» может натворить оторвавшийся на ходу прицеп. Опасность можно и нужно предвидеть! Поэтому конструкцией любого прицепа, в его сцепке с машиной, предусмотрены страховочные цепи или тросы. При внезапном разъединении сцепки, эти цепи не дадут возможности прицепу отправиться в самостоятельную неуправляемую поездку, круша все попавшееся на своем пути. Необходимо предпринять все возможные меры для того, чтобы не «потерять» свой прицеп во время поездки.

7.7. Отсутствуют:
- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки;
- на мотоцикле с боковым прицепом медицинская аптечка, знак аварийной остановки.

Попробуем чуть поконкретнее.

Во время поездки на своем легковом автомобиле вы должны иметь:

1. медицинскую аптечку установленного образца,
2. огнетушитель, заправленный и работоспособный,
3. знак аварийной остановки.

Мотоциклист при движении на мотоцикле с коляской в своем арсенале должен иметь:

1. медицинскую аптечку установленного образца,
2. знак аварийной остановки.

Остается только мотоцикл без коляски – а пускай он себе горит! И аптечка ему не обязательна и вместо того, чтобы мигать посередине дороги, его можно откатить или отнести на обочину.

А если без мрачных шуток, то все эти обязательные принадлежности транспортных средств прописаны в законе не просто так. Практически каждый из водителей со стажем, пользовался чем-нибудь из этого списка, и не только в случае страшной аварии. Где-нибудь на отдыхе, в гараже или просто в быту - все это может пригодиться. Да и мотоциклисту без коляски не помешает найти местечко для этих важных вещей.

Не забывайте восполнять использованные и просроченные материалы из аптечки. При использовании огнетушителя необходимо приобрести новый или зарядить старый.

7.8. На транспортных средствах, не принадлежащих оперативным и специальным службам, используются проблесковые маячки, звуковые сигналы с чередованием тонов и цветографические схемы, предусмотренные ГОСТ Р 50574-93.

Ранее уже говорилось о том, что запрещено применение специальных «мигалок» и «гуделок» на автомобилях, не принадлежащих оперативным и специальным службам, да и логика это подсказывает, так что развивать эту тему нет смысла.

А вот насчет всевозможных «кукарач» и прочих заморских сирен, следует знать, что использовать их на дороге нельзя, так как нестандартными звуками можно ввести в заблуждение других участников движения. Дорога это не зал консерватории, на ней и без вашей «музыки» хватает самых разнообразных звуков.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства. 
7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

Не стоит долго говорить о необходимости ремней безопасности – это прописные истины. Однако стоит вам напомнить о том, что согласно Правилам дорожного движения (пункт 2.1.2.), во время поездки, не только водитель и его пассажир справа, но и все пассажиры на заднем сидении, должны быть пристегнуты ремнями безопасности. А это означает, что на своем автомобиле, вы обязаны иметь полный комплект ремней. Так что, придется докупить и установить недостающие. И не столько для выполнения требований ПДД, сколько для того, чтобы в критической ситуации ремни обеспечили реальную безопасность людям.

Ну, а если ремни износились, потеряли свою прочность, то естественно, их следует заменить на новые. Думаю, никому не придет в голову прыгать с парашютом, у которого местами перетерлись лямки и стропы. Так и в машине примерно то же самое. Может выдержат, а может нет - не годится.

7.11. Регистрационный знак транспортного средства не отвечает требованиям стандарта.

Если регистрационный номерной знак поврежден при аварии или утерян, то не следует заказывать его копию у ближайшего жестянщика. Обратитесь в отделение ГИБДД с заявлением и получите легальные знаки, отвечающие требованиям стандарта.

При утере знаков или если они были украдены с вашего автомобиля, не стоит делать большую паузу перед визитом в ГИБДД. Кто-нибудь из «криминального мира» может воспользоваться ими в своих неблаговидных целях, а вы потом будете долго доказывать свою кристальную чистоту и невиновность.

При неисправности сцепного устройства (в составе поезда) запрещается дальнейшее движение транспортных средств в соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения.

Об этом мы с вами недавно поговорили, а сейчас следует понять, что при обнаружении неисправности сцепного устройства перед началом поездки или уже в пути, дальнейшее движение автопоезда (машина + прицеп) категорически запрещено.


 

Учебник по устройству автомобиля

Устройство и оборудование кузова

Кузов является несущим элементом автомобиля (см. рис. 1). В нем располагаются водитель и пассажиры, к нему крепится двигатель, все агрегаты трансмиссии, ходовой части, механизмы управления и дополнительное оборудование. Он же является «минусовым» проводником для системы электрооборудования автомобиля.

Кузов автомобиля – это сложная инженерная, геометрически правильная конструкция из металла, стекла и других материалов. Металлическая часть кузова состоит из днища и крыши, крыльев и панелей, дверей, крышек капота и багажника, а также множества более мелких элементов. В специальные проемы устанавливаются лобовое, заднее и боковые стекла. Говорить о всевозможных деталях из пластмассы и других искусственных материалов, вообще не имеет смысла, а об их количестве можно только догадываться.

Для размещения водителя и пассажиров в салоне предусмотрены сидения. В целях обеспечения безопасности людей в движущемся автомобиле, сидения оборудованы специальными ремнями. В случае аварии эти ремни способны удержать взрослого человека на его сидении.

Внутри салона располагается все необходимые органы управления автомобилем и приборы для контроля за работой его агрегатов и систем. Комфорт, при движении в любых погодных условиях, обеспечивают системы вентиляции и отопления салона машины. Вообще, в салоне заложен весь комплекс комфортных услуг, начиная от пепельницы и подлокотников, и заканчивая тем, что придет вам в голову, и на что хватит денег.

Предела усовершенствованию внутреннего пространства салона нет. Но при этом не должны быть нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Имеется в виду, что наряду с установкой внутрисалонного панорамного зеркала, радиоприемника, телевизора, телефона и другого «безобидного» дополнительного оборудования, допустим установка зеркальных стекол, однозначно запрещена.

Обычно, по внутреннему состоянию салона можно определить и сказать о характере водителя почти все. Салон автомобиля, как дом, в котором вы проводите немалую часть своей жизни, только в миниатюре. Содержать его по-другому, чем жилище, просто невозможно.

Эксплуатация кузова

Первое, что видит владелец, подходя утром к своему автомобилю – это его кузов. И какова же его реакция на увиденное?

Он радостно улыбается, если кузов блестит или мрачно вздыхает, если вместо блеска - ржавчина и дыры. Состояние кузова и ваше утреннее настроение полностью зависят от прилежности или лени по уходу за автомобилем. И поверьте, в данном случае ваши финансовые затраты будут явно оправданы, так как кузовной ремонт или его замена образуют большую дыру в бюджете семьи.

Для того чтобы кузов служил подольше, следует начать с необходимой процедуры – антикоррозионной обработки его днища и скрытых полостей. Есть умельцы, которые сами делают эту трудоемкую и не очень чистую работу, но лучше все-таки сделать это на специализированной станции. Обработка будет качественной, если сделана она под большим давлением, которое в домашних условиях создать сложно.

Подкрылки, которые закрывают внутренние полости крыльев, просто жизненно необходимы на некоторых моделях автомобилей. Ни для кого не секрет, что на таких машинах как ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107, в первую очередь, ржаветь начинают именно крылья (передние). Происходит это по причине постоянной мокрой «пескоструйной обработке» и плохой вентиляции передней области крыльев. Уж в этом случае, экономить на подкрылках, точно не стоит.

Лакокрасочное покрытие кузова – дышит, и именно от вас зависит, чем будет дышать ваш «дом на колесах». В наших отечественных условиях, с грязью и солью на дорогах, этому вопросу надо отдать определенное личное время. Это и банальная мойка кузова (желательно ежедневная), и покрытие его специальными пастами, полировка и прочая косметика.

Небольшие царапины на кузове автомобиля необходимо сразу же подкрашивать, пятна ржавчины – удалять, потускневшие детали хромированной декоративной отделки – оттирать и так далее. В общем, внешний вид вашего «железного» друга полностью зависит от вашего трудолюбия и финансовых возможностей.

Большая беда современных автомобилей, это наличие многочисленных пластмассовых накладок, щитков, ручек и прочих элементов облицовки салона. Дребезжание, поскрипывание, попискивание и прочие неприятные уху звуки во время движения, не так уж безобидны. Любой шум постепенно расшатывает нервную систему человека. И если не найти способ устранения шумовой атаки, то можно стать неврастеником. Как правило, владельцы автомобилей сами находят пути к победе в «пластмассовой войне», начиная от подкладывания бумажек и тряпочек, и заканчивая полной разборкой облицовки салона и подклейкой войлочных основы на все дребезжащие детали.

В процессе эксплуатации автомобиля могут порваться, завернуться, замяться резиновые уплотнители дверей, багажника и прочие, что позволяет попадать в салон, летом - пыли, а зимой - холодному воздуху. Но кроме этого, в салон начинают подсасываться выхлопные газы, а это уже серьезно. Водитель становится вялым и невнимательным, замедляется реакция, ухудшается зрение. И если у вас нет желания постоянно попадать в аварийные ситуации, то стоит восстановить герметичность салона кузова.

Независимо от срока эксплуатации автомобиля, могут возникать те или иные проблемы и неисправности с его кузовом, оборудованием, агрегатами и системами. Если водитель относится к машине как к надежному помощнику в своих делах, если он хочет иметь свой автомобиль в полной боевой готовности, то необходимо не только периодически, но и ежедневно уделять ему определенное внимание и время. Тогда он ответит тем же, будет приятно блестящим, твердо стоящим на своих четырех «ногах» и с ласково журчащим звуком мотора, уверенно повезет своего хозяина хоть на край земли.


 

Учебник по устройству автомобиля

 

Эксплуатация контрольно-измерительных приборов

Вспомнились вдруг времена (и не такие уж далекие), когда для того, чтобы заправить свой автомобиль бензином и потом ехать на работу, приходилось занимать очередь на АЗС в 5 - 6 часов утра. Сегодня другое дело - были бы средства, а заправочных станций у нас не меньше, чем на «загнивающем» западе.

«К чему это он?» – спросите вы. На вопрос отвечу вопросом: «А как насчет неработающего указателя уровня топлива, где-нибудь за 150 км от ближайшего населенного пункта?». Чуть позже мы с вами перейдем к неисправностям электроприборов автомобиля, при которых закон запрещает эксплуатацию транспортных средств, а сейчас хочется сказать, что логика сильнее закона, и ездить на автомобиле с любой неисправностью означает - искать приключения на свою голову.

Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя – стоим и кипим, а если не повезет, то и двигатель «заклинит».

При включении стояночного тормоза на щитке приборов не включается контрольная лампочка – сожгли тормоза.

Не работает автоматический включатель лампочки (или перегорела сама лампочка) аварийного уровня жидкости в тормозном бачке – лучше не развивать эту тему.

И так далее. Иными словами если призадуматься, то оператор (водитель) средства повышенной опасности (автомобиля) должен быть уверен в том, что его машина не натворит массу неприятностей на дороге. А для этого необходимо постоянно контролировать состояние всех систем, агрегатов, деталей и даже лампочек своего автомобиля. В принципе в машине не может быть неисправностей, не влияющих на безопасность дорожного движения. И если вы не можете самостоятельно определить техническое состояние автомобиля, то периодически обращайтесь к специалистам или, по крайней мере, попросите «знающего» соседа прокатиться на вашей машине. За короткий промежуток времени поездки, «дока» в автомобиле сможет перечислить все легкие и тяжелые «заболевания» вашего «железного коня».


 

Учебник по устройству автомобиля

 

Неисправности электрооборудования, при которых запрещается эксплуатация автомобиля

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

Иными словами все фары, подфарники, фонари и указатели поворотов должны в точности соответствовать тому, что на машину устанавливает завод-изготовитель.

Допускается некоторое дооборудование автомобиля по желанию его владельца. Вы имеете право установить на свою машину спереди - две противотуманные фары (а на мотоцикл только одну).

Разрешается устанавливать один или два задних противотуманных фонаря, если их не было в конструкции данного автомобиля, причем они должны быть только красного цвета.

Если вы устанавливаете и подключаете к бортовой электрической цепи противотуманные фары и фонари самостоятельно, то они должны включаться только после включения габаритных огней и освещения номерного знака автомобиля (то есть совместно с ними).

Если ваш автомобиль на заводе-изготовителе не был оборудован противотуманными фарами и фонарями, а вы любитель дальних поездок, то очень советую оснастить ими свою машину. Не приходилось слышать, что кому-то помешали противотуманные фары, совсем наоборот – они весьма помогают при движении, особенно ночью, в условиях природных капризов.

3.2.Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ 25478-91.

При неправильной регулировке света фар вы подвергаете опасности всех встречных и попутных водителей, так как можете их ослепить и быть виновником дорожно-транспортного происшествия. Трудно ехать и вам, потому что при плохой освещенности дороги перед машиной, увеличивается вероятность попасть в большую неприятность. Например, можно не увидеть стоящий на обочине или на проезжей части транспорт, не говоря уже о наших исторических «неровностях дороги». С регулировкой фар шутить не стоит.

3.3.Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Насчет «установленного режима», думаю, вам понятно – как в инструкции завода-изготовителя написано, так и должно работать.

Световозвращатели, это то, что ночью блестит в свете фар на современной детской одежде и обуви, а также на нашем безвременно забытом велосипеде. Раньше это называлось тоже не совсем русским словом – катафоты. Однако, вероятность того, что стоящий ночью на краю дороги автомобиль- нарушитель с выключенным внешним освещением, но с чистыми световозвращателями, будет вовремя замечен – значительно увеличивается.

Совершенно очевидно, что, если слой грязи на стеклах световых приборов достиг безумной толщины, то не только вы ничего не видите перед собой, но и ваш автомобиль движется «невидимкой». Другим участникам движения трудно понять и определить его габаритные размеры и положение в пространстве, а это может послужить причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. Не становитесь «летучим голландцем» для других водителей, особенно в «темные» месяцы года.

Также опасно, когда не работают или загрязнены задние фонари и стоп-сигналы. Если они не работают, то можно «приятно удивиться», когда кто-нибудь, из следующих за вами автомобилей «въедет» в необозначенную заднюю часть вашей любимой машины.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Рассеиватель, он на то и рассеиватель, чтобы рассеивать свет лампочки, так как это заложено его конструкторами. Если светит «голая» лампа, то пучок света будет слишком неприятен для других участников дорожного движения. Ведь никому из вас не нравится, когда в комнате горит яркая лампа без абажура или плафона.

Ослепить можно не только встречных водителей (разбитой фарой), но и водителей сзади идущих автомобилей. Если на машине разбит рассеиватель заднего фонаря или он цел, но в фонаре установлены лампы большей чем положено яркости, то ждите неприятностей.

В продаже периодически появляются различные лампы иностранного производства, и некоторые водители стараются купить (и, к сожалению, установить) самые дорогие и мощные из них. Несколько дней они радуются яркому свету вокруг них, но потом почему-то свет становится уже не таким ярким. А это ослепленный водитель другого автомобиля «выключил» одну из лампочек бампером своей машины. Приобретая запасные части к своему автомобилю, не забывайте поглядывать в инструкцию завода-изготовителя, где расписано все – и какое лампы должны быть, и какое масло заливается в двигатель, какие свечи и колеса.

3.5.Установка проблесковых маячков не соответствует требованиям стандарта.

Думаю, большинству из читателей этой книги маячки на собственной машине не грозят. Маячки устанавливают те, кто обычно таких книжек не читает. Однако не мешает знать, что разрешение на установку специальных световых сигналов дают органы ГИБДД. И если все же вам предстоит приобретение комплекта спецсигналов, то лучше это сделать там же (в ГИБДД), так вы убережете себя от подделок, которые не отвечают нашим стандартам.

3.6.Спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади — белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

В переводе на более понятный язык, это означает что:

  • спереди вашей машины не должно быть ничего красного,

  • сзади - ничего белого, кроме:
    - фонарей заднего хода
    - освещения номерного знака,
    - световозвращающего материала знаков.

4.1.Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

Если на автомобиле не работают стеклоочистители, то здравомыслящий водитель и без запрещения не отправится в поездку.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

Нельзя, да и неудобно, ездить с неработающими стеклоомывателями во время мелкого дождя, несильного снегопада и просто по мокрой дороге. Водитель вынужден включать щетки «насухую», что дает малый эффект и приводит к еще одной неприятности - затирается (становится матовым) лобовое стекло. А его замена – это опять немалые расходы, или еще большие, если из-за плохой видимости произойдет авария.

Зимой в бачок омывателя стекол лучше заливать специальную жидкость, которая замерзает при низкой температуре. Тогда, вы будете спокойно ехать по дороге с чистым стеклом, видя обстановку вокруг, не создавая проблем ни себе, ни окружающим.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

Водитель может и должен пользоваться звуковым сигналом для предотвращения дорожно-транспортного происшествия в городе, а также имеет право воспользоваться им при обгонах за городом. Нельзя и не стоит эксплуатировать автомобиль с неработающим звуковым сигналом, так как в сложных ситуациях на дороге, вы будете лишены «языка» и не сможете «поговорить» с другими водителями и пешеходами.

При негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости запрещается дальнейшее движение транспортных средств в соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения.

При недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада запрещается дальнейшее движение транспортных средств в соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения.

Обо всем этом уже шел разговор ранее и, наверное, не стоит заниматься повторением прописных истин, однако стоит обратить внимание на то, что эти неисправности отмечены красной рамкой. А это означает, что пренебрегать неисправностями, которые катастрофически влияют на безопасность дорожного движения, вы не имеете права. Вы должны   и если не удастся устранить неисправность на месте, то дальнейшее движение возможно лишь после того, как рассветет (фары и фонари) или после прекращения атмосферных осадков (стеклоочиститель).


 
 

Учебник по устройству автомобиля

 
 

Эксплуатация электрооборудования

Аккумуляторная батарея

Состояние аккумуляторной батареи, и особенно зимой, позволяет вам или наоборот – не позволяет добраться до работы на своем автомобиле. Наверняка каждый из вас видел утреннюю зимнюю суету вокруг машин, которые так и не смогли «завестись» - батарея «кончилась». Кто-то пытается «прикурить», а кто-то уже нарезает круги вокруг дома, болтаясь «на веревке» за грузовиком.

А всего-навсего, надо было периодически контролировать уровень и плотность электролита в аккумуляторной батарее. Ну а если на завтра обещали минус тридцать, то можно не полениться и принести ее домой. Завтра же, она – тепленькая, будет резво «крутить» ваш двигатель на зависть замерзшим соседям.

И все же, за уровнем и плотностью электролита в аккумуляторной батарее необходимо следить как зимой, так и летом. Если уровень понизился, то следует доливать дистиллированную воду, так как в процессе эксплуатации батареи, из электролита выкипает и испаряется именно вода. Кислота, которая является вторым компонентом электролита, остается в батарее.

Плотность электролита говорит о том, в какой степени ваш аккумулятор заряжен. Для средней полосы с умеренным климатом, в полностью заряженной батарее, плотность должна быть в пределах 1,27 – 1,28 гр/см3 (при температуре электролита +250). Падение плотности на 0,01 гр/см3 от нормальной говорит о том, что аккумуляторная батарея разряжена приблизительно на 7%. Для измерения плотности используется специальный прибор – ареометр, который необходимо иметь в своем арсенале. Если батарея разряжена более чем на 25% (плотность меньше 1,24) зимой или 50% (плотность менее 1,21) летом, то ее следует зарядить до нормального состояния. А для этого отечественный автомобилист должен иметь еще одну принадлежность – зарядное устройство. Величина зарядного тока должна составлять примерно одну десятую часть от емкости аккумуляторной батареи. Например, если емкость батареи 55 А.ч., то величина зарядного тока должна быть около 5,5 А.
О степени заряженности аккумуляторной батареи можно судить и по показаниям цифрового вольтметра (табл. 2).

Напряжение в вольтах

12,0 в

12,3 в

12,54 в

12,72 в

Заряженность в процентах

25 %

50 %

75 %

100 %

Табл. 2. Контроль состояния аккумуляторной батареи.

При эксплуатации аккумуляторной батареи также необходимо следить за чистотой ее поверхности. Загрязненную батарею стоит протереть, так как по грязи, и особенно влажной, протекают малые токи, которые могут привести к ее разряду. Занимаясь «влажной уборкой» имеет смысл заодно проконтролировать и состояние выводных клемм батареи. Если они сильно окислены, то увеличивается сопротивление в электрической цепи и самый «голодный» потребитель – стартер может недополучить положенного ему тока. А дальше вы знаете – «прикуривание» от соседа, буксир от грузовика и опоздание на работу.

Не часто, но бывают случаи, когда аккумуляторная батарея и вентилятор системы охлаждения встречаются друг с другом, естественно с взаимными повреждениями. Это «нерадивый» водитель не закрепил батарею штатным креплением, а потом еще и долго «скакал» по кочкам проселочной дороги, приняв свой автомобиль за ковбойскую лошадь. А вот как теперь он будет выбираться в город – никто не знает. Крепление аккумуляторной батареи должно быть надежным, так как незакрепленная батарея смещается и даже прыгает.

Генератор

Некоторые из водителей даже не знают, где он находится - этот генератор. Может быть и правильно делают, потому что лишь немногие отваживаются на разборку и последующую сборку генератора, да и снимать его с машины не очень-то просто и приятно. Максимум что может сделать почти каждый из представителей сильного пола, это заменить щеточный узел генератора, который изнашивается в процессе эксплуатации автомобиля. Поэтому, давайте лучше поговорим о том, что будет явно вам под силу.

Генератор приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала – вы это уже знаете (см. рис. 59). Но раз есть ремень, значит надо контролировать его состояние. Он может вытянуться, расслоиться или порваться. А это означает, что генератор не будет питать током потребителей и заряжать аккумуляторную батарею. Если ремень присутствует на месте и он не в «лохмотьях», то можно проверить его натяжение. В наиболее удаленной от шкивов точке надо надавить на него пальцами руки с некоторым ощутимым усилием и если прогиб ремня получается более чем 10 – 15 мм, то его следует подтянуть.

О проблемах с генератором водитель может узнать, не сходя со своего водительского места. Ранее упоминалось о том, что перед водителем располагается щиток приборов, на котором в виде разноцветных лампочек и показаний стрелочных приборов отражается работа агрегатов и узлов его автомобиля. Там же есть и контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Когда при работающем двигателе контрольная лампа продолжает гореть красным светом, то причиной этому может быть и сгоревший предохранитель, и неисправность регулятора напряжения, но чаще всего неприятности случаются именно с ремнем. Надо открыть капот автомобиля, проверить ремень привода генератора и если с ним все в порядке и предохранитель цел, то вам не повезло. Предстоит визит к специалисту.

Стартер

Необходимо отметить, что включение стартера должно производиться на срок не более чем на 10 - 12 секунд. Если двигатель не запустился, то необходимо сделать паузу 20 - 30 секунд, после которой можно повторить попытку. А при двух-трех неудачных запусках двигателя, следует начинать поиск неисправности в системе зажигания или питания. Нет смысла «гонять» стартер до тех пор, пока не «сядет» аккумулятор. Не забывайте, что стартер является потребителем очень большого тока – до 550 ампер!

При полном отказе стартера и аккумуляторной батареи, можно попробовать запустить двигатель пусковой рукояткой («кривым стартером»), если ее использование предусмотрено конструкцией вашего автомобиля, или с помощью буксира. Если вам это удастся, то вы сможете спокойно доехать до места назначения, но при условии – понапрасну не глушить двигатель. А для этого следует немного выдвинуть кнопку управления воздушной заслонкой («подсоса»), подняв обороты двигателя выше холостых.

При правильной эксплуатации стартера, он сам, как таковой, не часто выходит из строя. Хотя стартеры тоже не вечны. Однажды вы поворачиваете ключ в замке зажигания «на старт», а в ответ тишина или несильное потрескивание реле стартера. Поиск неисправности обычно заключается в проверке работоспособности аккумуляторной батареи и если с ней все в порядке, то тогда уже начинается поиск мастера или соседа-умельца.

Приборы освещения и сигнализации

При эксплуатации автомобиля в темное время суток важнейшим вопросом является правильная регулировка света фар. Направление световых пучков должно быть таким, чтобы дорога перед автомобилем хорошо освещалась, и в тоже время, водители встречного транспорта не ослеплялись светом фар вашего автомобиля.

Для регулировки света фар используются два винта, к которым открывается доступ из моторного отсека автомобиля. Вращением одного из винтов изменяется направление пучка света в вертикальной плоскости, а другого в горизонтальной.

z_64

Рис. 64 Регулировка света фар

На рисунке 64 показана правильная установка фар на примере автомобиля ВАЗ -2105. Необходимо найти горизонтальную площадку со стеной, на которой вы сможете нанести мелом линии в соответствии со схемой. Потом надо отъехать на отмеренное расстояние, включить ближний свет фар и, вращая винты регулировки, добиться совмещения пучка света с картинкой на стене. Кстати, если у вас есть гараж, то имеет смысл, один раз и навсегда, раскрасить одну из его стен разметкой для регулировки фар, для того чтобы в любой момент вы могли проверить правильность их установки.

Повезло тем, у кого в автомобиле есть гидрокорректор фар. Водитель имеет возможность, не выходя из машины, с помощью ручки управления корректором изменить вертикальный угол наклона пучка света фар. Это необходимо делать в тех случаях, когда меняется загруженность автомобиля. Если вы положили в багажник тяжелый груз, то естественно задняя часть автомобиля присядет, а передняя вместе с фарами приподнимется. В результате продольного наклона машины, вы плохо видите ночную дорогу, а встречные водители ослепляются даже ближним светом, «задранных» вверх фар.

Но независимо от наличия или отсутствия корректора, при изменении загруженности автомобиля и соответствующем изменении наклона фар, обязательно отрегулируйте их, если вам предстоит ночная поездка. Иначе эта поездка может закончиться не так, как вы хотели.

При необходимости замены ламп фар и прочих лампочек, это должен уметь делать сам водитель. Не мешает знать, что, меняя галогенную лампу, следует работать в перчатках. Нельзя браться голой рукой за стеклянную колбу, так как жирные следы от пальцев выведут лампу из строя.

А вообще, прежде чем менять негорящую лампу стоит сначала проверить предохранитель, защищающий электрическую цепь, в которую она включена. Если вы поставили новый предохранитель, а при включении потребителя он сразу же вышел из строя, то не пытайтесь продолжать эксперимент. Найдите сами, или с помощью специалиста, причину короткого замыкания в цепи, в противном случае недалеко и до пожара.

Обращайте внимание на маркировку предохранителей – как правило, это 8 и 16 ампер, но могут быть и другие, особенно в автомобилях последних лет выпуска. Для того чтобы не путаться, можно взять инструкцию к автомобилю, выписать на бумажку место расположения предохранителей, их номиналы и приклеить эту памятку на внутреннюю сторону крышки блока предохранителей (если это не было сделано на заводе). И, простите за банальность, в автомобильной электрической сети, как и в любой другой - применение «жучков» недопустимо!

Часто причиной отказа в работе ламп и прочих потребителей электрического тока является окисление и коррозия контактов, связанных с «массой» автомобиля, и реже с плюсовым проводом. Это происходит потому, что в условиях города зимний раствор соли с водой и грязью попадает на электрические разъемы и интенсивно их разъедает. Ну, вот так, заботятся о нас - об автомобилистах соответствующие городские службы! А мы в ответ, берем мелкозернистую шкурку, надфиль, паяльник – зачищаем, подпаиваем и, назло всем, продолжаем ездить.

Если вы знакомы с электричеством и умеете «читать» схемы, то может быть, вам удастся «прозвонить» поврежденную цепь и определить место ее обрыва. Хотя должен предупредить, в паутине электрической сети автомобиля, это бывает не очень легко сделать.

Однако следует помнить, что неработающие лампы фар, стоп-сигналов, указателей поворотов, неработающие стеклоочистители и стеклоомыватели, а также другие потребители, могут привести к серьезным происшествиям на дороге. «Копеечная» деталь, вышедшая из строя, может заставить отдать тысячи за приведение в порядок своей и чужой машины.

Случается, водитель узнает о том, что звуковой сигнал его автомобиля не работает, в самый критический момент. Мало того, что при неработающем звуковом сигнале, эксплуатация автомобиля запрещена, водитель еще и не сможет воспользоваться сигналом, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Поэтому, в нарушение ПДД, где-нибудь в укромном месте стоит разочек «бибикнуть» для проверки работоспособности своего звукового сигнала. И если окажется, что он не работает, то опять придется «потрясти кошельком», так как обычно, отремонтировать звуковой сигнал не получается. Только не забудьте сначала проверить 16-ти амперный предохранитель его электрической цепи.