Форум:Интеллектуальный тюнинг автомобиля  

Вернуться   Форум:Интеллектуальный тюнинг автомобиля > Форумы > "Борей"- плавное управление электровентилятором

"Борей"- плавное управление электровентилятором Тишина в салоне, спасение автомобиля от закипания и "термокачки" в пробках

Ответ
 
Опции темы
Старый 05.09.2012, 04:19   #1
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию ГАЗЕЛЬ, ЗМЗ 4063 карб.

Добрый день!
Собираюсь установить блок управления СиличЪ-Борей карбовый мотор ЗМЗ 4063, который с принудительной вентиляцией (постоянно маслает крыльчатка).

Столкнулся с вопросами.
1. Для переделики системы вентилции подготовил рамку с вентилятором Пекар. В месте под установку блока приварил уголок для отвода тепла. Планирую закрепить его червячными хомутами.
Теперь про сам блок. В блоке присутствуют "щели", между корпусом и зелёными разъёмами. Там виден "некачественно" промазанный силикон, незаполняющий эту щель. Стоит ли дополнительно промазать это место? Сигнал светодиода будет хорошо виден через толщу силикона (прозрачного)? Как лучше повернуть блок на моей жёлтой рамке - разъёмом вниз или по направлению движения воздуха? И ещё, при установке этого блока на рамку, думаю колодка крепления проводов будет так же окисляться и разрушаться. Можно/нужно ли её как то заизолировать от окружающего воздействия?
2. Какой использовать датчик температуры (ДТ)? Он расположен на этом моторе?
3. Нашёл в сети фото по внедрению дополнительного ДТ. Какой артикул имеет наш требуемый датчик с линейной хар-кой?
4. Куда врезать дополнительную электрическую помпу в систему охлаждения?

Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.09.2012, 10:03   #2
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владисон Посмотреть сообщение
1. Для переделики системы вентилции подготовил рамку с вентилятором Пекар. В месте под установку блока приварил уголок для отвода тепла. Планирую закрепить его червячными хомутами.
Теперь про сам блок. В блоке присутствуют "щели", между корпусом и зелёными разъёмами. Там виден "некачественно" промазанный силикон, незаполняющий эту щель. Стоит ли дополнительно промазать это место? Сигнал светодиода будет хорошо виден через толщу силикона (прозрачного)? Как лучше повернуть блок на моей жёлтой рамке - разъёмом вниз или по направлению движения воздуха? И ещё, при установке этого блока на рамку, думаю колодка крепления проводов будет так же окисляться и разрушаться. Можно/нужно ли её как то заизолировать от окружающего воздействия?
2. Какой использовать датчик температуры (ДТ)? Он расположен на этом моторе?
3. Нашёл в сети фото по внедрению дополнительного ДТ. Какой артикул имеет наш требуемый датчик с линейной хар-кой?
4. Куда врезать дополнительную электрическую помпу в систему охлаждения?
1. С силиконом я бы не связывался.
И диод будет хуже видно и теплосъем пострадает.
Борей и так достаточно надежный (конечно, если сам собираешься двигун мыть, то лучше временно закрыть )
2. На сколько я понял, желательно, максимально снимать тепло как раз со стороны разъемов и крепление это сильно затрудняет.
Так что на первом этапе, думаю, лучше сделать просто удобней для себя (для подключения и управления)
А вот если возникнут проблеммы с перегревом... но, думаю, не возникнут.
Колодку не трогай, главное, чтоб замыканий не было. Можешь раз в полгода брызгать на нее вд40 - хуже не будет
Датчик сам ищи, стрелка-то на панели приборов должна быть. Просто посмотри напряжение на нем на холодном и горячем движке и выбери его тип из 4-х.
3. Помпу, как правило, ставят на входе в печку (с байпасом, если есть кран отопителя, закрывающий печку)
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.09.2012, 14:52   #3
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию

Александр К,

Может это будет глуповатый вопрос, но я его всё же задам.
А как мне найти управляющий провод в блоке Микас 7.1, который при заданной температуре должен "включать вентилятор"?
А то его у меня нет, т.к. стоит принудиловка с завода. Нужно ли мне его вообще искать и подключать в схему к "Борею"?
Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.09.2012, 15:23   #4
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владисон Посмотреть сообщение
Александр К,

Может это будет глуповатый вопрос, но я его всё же задам.
А как мне найти управляющий провод в блоке Микас 7.1, который при заданной температуре должен "включать вентилятор"?
А то его у меня нет, т.к. стоит принудиловка с завода. Нужно ли мне его вообще искать и подключать в схему к "Борею"?
А зачем он тебе?
Могу узнать, но про Январь 5.1, с микасом знакомых нет
Ищи датчик, стрелка-то ОЖ на панели, небось есть? Или ставь в проточное место новый (так надежнее и иногда проще)
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.09.2012, 01:25   #5
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию

Александр К,

спасибо что отвечаете. Вот вам тогда маленький отчётик.

Сёдня всё собрал в кучу и протянул все провода по своим местам, неподключена осталась кнопка "Режим Кондиционера". Датчик температуры использовал штатный. Минус измерительной массы подвёл прямо к датчику под рядом находившийся болтик.
Поставил сразу и помпу, но на выход из печки, и пока без байпаса. Заменил ещё трубку обратку с печки у мотора (с диаметра 16 мм на 20 от ЗМЗ 405). Помпу подключил через реле с предохранителем. Помпа у меня одна (газель трёхместка), будет остужать мотор после заглушения. Подумал ещё вот о чём, в момент включения "Бореем" помпы хорошо бы подключть вентилятор салонной печки. Может даже и на выдув из кабины. Здесь следует всё обдумать, возможно выделка овчинки и не стоит...

И в конце дня всё запустил.
На блоке управления замигал светодиод одной вспышкой раз в 8 секунд. Понравилось ))
Я завёл мотор, но как на зло, карбюратор начал барахлить. Заливает, пошёл чёрный дым. Разобрал его. В итоге оказалась, что резиночка иглы износилась.
А в момент, пока разгазовывал барахлящий мотор, раза два включался ЭВСО на нектоторое время. Странно. Алгоритм был мне не ясен. Может тестировалась система?

В ближайшее время отрегулирую мотор и начну проверять Борей на работоспособность. Думаю там появятся остальные вопросы.
Радует одно - уже что то работает!!!

* посадочное место на рамке вентилятора под блок тоже модернизировал. Улучшил так называемый "отвод тепла" от транзисторов ))
Теперь блок очень плотно всовывается на своё местечко.
И в конце концов, уже после отладки всей системы, наверно закрою Борей жестяной крышечкой на пластиковых хомутиках.



Последний раз редактировалось Владисон; 10.09.2012 в 02:15.
Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.09.2012, 10:14   #6
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Cчастливчик - Карбюратор стоит, сам хозяин своего счастья, как настроишь, так и поедет
У меня инжектор и что бы я не делал, перепрошивать ЭБУ я сам не могу

Теперь по сути:
1. Понимаю, что эл. помпу гораздо проще поставить на выход печки...
Но, это пройденный этап - только на вход, мог бы 2 часа объяснять почему, но лень и некогда. Лучше не полениться и сделать по феншую, газелевские печные шланги и мягкие и надежные и длинные
2. На счет защитного экранчика - вижу только минусы - теплоотвод хуже, защищает, частично, только от пыли, плюс увеличивается вероятность короткого замыкания, да и диода не видно. А он очень информативный - если что.
3. ЭВСО и должен включаться при включении зажигания со своим тестом, пока не настроен.

ЗЫ
В принципе, я бы неочень заморачивался охлаждением двигуна после останова. Конечно, с помпой лучше, но и естественная циркуляция достаточно заметная.
А помпа пригодится зимой, печку погорячей сделает.
И плюс нужна для нештатных ситуаций:
например:
1.Карлсон не справляется на полной скорости - Силыч подключает еще и помпу.
2. Штатная помпа развалилась - перегрев и - пункт 1 работает.

PS2
Если эл. помпа стоит после печки:
1. при засоре будет качать воздух
2. при воздушной пробке (а они у нас часто бывают) - тоже качать не будет
Плюс эл. помпы зимой:
включил на минутку, в. пробку из радиатора печки выбила и сразу теплее стало.

ЗЫ3
Верхняя площадка понравилась, но я бы к ней еще алюминиевый радиатор прижал, тогда точно можно спать спокойно (не за рулем только )

ЗЫ4
У меня силовые провода 4 квадрата, а управляющие - 0.75, разница заметная, а у тебя они почти одинаковые
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4

Последний раз редактировалось Александр К; 10.09.2012 в 10:35.
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.09.2012, 13:17   #7
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию

Александр К,

Хорошо. Помпу я тогда поставлю на вход, но чуть позже - в след месяце. Сейчас время на переделки уже почти закончилось. С помпой вообще я замучился принимать решение. Долгое время решал куда ставить - перед или после. Стороны на форумах во взглядах тоже делятся. Подскажите сразу, предохранитель на электропомпу по току какой поставить?

Силовые провода идут у меня по 4 мм. Провод на "+", примерно через 30 см. от "Борея" пропущен в три витка через ферритовое кольцо и далее на штатный предохранитель 50А. Минус прикручен к кузову в точке крепления других минусов тоже примерно в 30 см от блока Борей. А вот управляющие провода - они получились по 1 мм. других не нашлось. И лишь на фото они почти одинаковы )

Кстати, появился вопрос про ферритовое кольцо из комплекта поставки. Оно имеет внутренний диаметр на глаз примерно 6 мм. и силовым проводом в 4 мм. в нём даже виток не сделать! Куда такое колечко планировалось поставить? Оно у меня обрезиненное, тёмносинего цвета.

Теперь про свою колхозную крышку из жести.
Когда я её выгибал, подумал, что хорошо бы было сразу на заводе предусмотреть крышечку, что бы все провода были под ней спрятаны. А то зелёные разъёмы слегка шевелятся, когда касаешься проводки.
На внешний вид не очень надёжная конструкция. Хочется всё выполнить по типу вашей "Эклипс".
Но приму ваш аргумент, ставить свою крышку её не буду. Хотя для светодиода можно соорудить окошко.

Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.09.2012, 13:32   #8
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владисон Посмотреть сообщение
Александр К,

Кстати, появился вопрос про ферритовое кольцо из комплекта поставки. Оно имеет внутренний диаметр на глаз примерно 6 мм. и силовым проводом в 4 мм. в нём даже виток не сделать! Куда такое колечко планировалось поставить? Оно у меня обрезиненное, тёмносинего цвета.
......
Но приму ваш аргумент, ставить свою крышку её не буду. Хотя для светодиода можно соорудить окошко.

Я 3 раза протянул сквозь колечко провод в 4 квадрата

Плюс еще понаставил колечех.
ИМХО для Карба это совсем непринципиально, вы и под "северным сияньем" поедете "наводоки наводить"-то не на что

Окошка для диода мало, еще надо и для магнитика на черный день

Я ставлю обычные пакетники 32А - 220В - удобная вещь
Номинал в амперах определяется толщиной провода (не дай бог, короткое замыкание), а не мощностью самого устройства - все равно сгорит, если что.
Это дело хозяйское, но на моей памяти - ни разу предохранитель не спас само устройство, спасать надо провода от перегрева
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4

Последний раз редактировалось Александр К; 10.09.2012 в 15:05.
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.09.2012, 14:40   #9
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию

Вчера запустил мотор и посмотрел на систему в работе. Скажу скразу - понравилось!
Она ещё не настроена, и ЭВСО видимо работает на полную мощность!
Но на ощупь поверхности радиатора сразу ощущается эффект охлаждения. Где вход на радиаторе - очень горячо, где выход - уже тепло, вентилятор отрабатывает себя на все 100%.

После заглушения, вентилятор продолжает работать некоторое время и блок ещё подключает электропомпу. Здорово!

Теперь надо всё отрегулировать/отпрограммировать.

Александр К,

Вот мои фотки, может кому-нить ещё будут интересны.
А вы можете фото установленных пакетников показать? Интересно, никогда под капотом такого ни у кого не видел.



Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.09.2012, 17:28   #10
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Может соберусь фотки для установки на свой GW Hover H3 выложить.
Но пока лень.
Тем более, Борей у меня работает без параллели со штатной системой.
Т.к. у всех нормальных систем плюсовая коммутация, а у Борея минусовая.
А ставить кучу реле и резать провода на новой машине меня не тянет.
Дождусь Борея с плюсовой коммутацией (минус Карлсона всегда подключен) - тогда и опубликуюсь и другим советовать буду

Колечко у меня потоньше и диаметр чуть больше, и без пластика.

Обычный пакетник, прикрепил на креплении АКБ, совсем рядом с плюсовой клеммой. Очень удобно - выключил, штатную колодку к Карлсону подключил и забыл про Борея
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4

Последний раз редактировалось Александр К; 14.09.2012 в 10:55.
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.09.2012, 17:34   #11
MSM.Silich
Силыч
 
Аватар для MSM.Silich
 
Регистрация: 07.02.2009
Адрес: Екатеринбург
Сообщений: 602
Отправить сообщение для MSM.Silich с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владисон Посмотреть сообщение
ЭВСО видимо работает на полную мощность!
Поэтапно расскажите, что делали. Для корректности (если что-то забыли) сначала сбросьте на заводские установки, а потом снова запрограммируйте точку.
MSM.Silich вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.09.2012, 17:40   #12
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от MSM.Silich Посмотреть сообщение
Поэтапно расскажите, что делали. Для корректности (если что-то забыли) сначала сбросьте на заводские установки, а потом снова запрограммируйте точку.
Я пока ещё ничего не делал, только лишь подключил всё в кучу.
А вчера завёл первый раз мотор после вышеописанных проблем с карбюратором.
Думаю датчик ТМ106 должен быть перенастроен. Замерял вчера на нём напряжение, на "горячую" около 4-6 вольт.
Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.09.2012, 23:49   #13
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию

Сейчас система у меня работает следующим образом:

При запуске мотора ЭВСО не крутится. При некоторм нагреве ЭВСО включается на несколько секунд (около 10) с малой мощностью. А чуть позже, уже при прогреве мотора ЭВСО включается на полную мощность и не останавливается.

При выключении зажигания, мощность ЭВСО спадает и включается электропомпа. они вместе работают примерно секунд 10-15. После чего всё возвращается в первоначальное положение.

Кол-во вспышек при не работающем моторе - одна на 8 секунд.
При работающем моторе светодиод мигает раз в секунду.

Самое интересное, что включенный на полную мощность вентилятор качественно охлаждает поступившую жидкость, и на выходе из радиатора температура жидкочти очень низкая. Можно держатся рукой, не обжигает.

Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.09.2012, 10:50   #14
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владисон Посмотреть сообщение
Думаю датчик ТМ106 должен быть перенастроен. Замерял вчера на нём напряжение, на "горячую" около 4-6 вольт.
Вот это смущает. ДТ первого типа: 10В на холодном, меньше 1В на горячем. ДТ 4-го типа: 5В на холодном двигуне.
А тут на горячем 5В. Думаю, шкала напряжения, по которой Борей отслеживает изменение температуры очень грубая получается и ему непонятно, что делать. Поэтому Карлсон молотит гораздо больше, чем надо.
ИМХО, надо ставить к ДТ сопротивление, чтобы вилка была 5-0.2В и перепрограммировать ДТ как 4-го типа
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.09.2012, 10:53   #15
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Владисон Посмотреть сообщение
Самое интересное, что включенный на полную мощность вентилятор качественно охлаждает поступившую жидкость, и на выходе из радиатора температура жидкочти очень низкая. Можно держатся рукой, не обжигает.
А что в этом хорошего, если он температуру больше, чем надо на 10град сбивает? Боюсь, в таком режиме Карлсон и зимой включаться будет и ты там салоне замерзнешь

ЗЫ
У тебя там на фотке аж 3 каких-то датчика рядом стоят, к какому подключился и кто остальные?

Первые 2 справа похожи на обычные термореле для подключения-отключения Карлсона через реле
Самое левое на ДТ на ЭБУ.
А на самом деле?
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4

Последний раз редактировалось Александр К; 14.09.2012 в 12:17.
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.09.2012, 15:07   #16
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Александр К Посмотреть сообщение
Вот это смущает. ДТ первого типа: 10В на холодном, меньше 1В на горячем. ДТ 4-го типа: 5В на холодном двигуне.
А тут на горячем 5В. Думаю, шкала напряжения, по которой Борей отслеживает изменение температуры очень грубая получается и ему непонятно, что делать. Поэтому Карлсон молотит гораздо больше, чем надо.
ИМХО, надо ставить к ДТ сопротивление, чтобы вилка была 5-0.2В и перепрограммировать ДТ как 4-го типа
Да, наверно так и получается.
Напряжение на датчике вообще то у меня скачет, замерял электронным тестером. На холодном показывет в диапозоне от 7 до 10 вольт, а на горячую - от 4 до 6 вольт.
Вот встречный вопрос - а если решить проблему без всякого сопротивления, просто взять и вставить в патрубок отельностоящий датчик, как предлагалось ранее?

Цитата:
А что в этом хорошего, если он температуру больше, чем надо на 10град сбивает? Боюсь, в таком режиме Карлсон и зимой включаться будет и ты там салоне замерзнешь
Да я обрадовался этому по другой причине! Раньше на этом моторе была крыльчатка, и она не позволяла как следует остывать мотору. А теперь этот новый электровентилятор выполняет свою работу на 100%.
А так, да, согласен. Зимой мотор не прогреется. Да и очень шумит машина от такого работающего на полную мощь карлсона, народ мимо пройти забоится ))

Цитата:
ЗЫ
У тебя там на фотке аж 3 каких-то датчика рядом стоят, к какому подключился и кто остальные?
Первые 2 справа похожи на обычные термореле для подключения-отключения Карлсона через реле
Самое левое на ДТ на ЭБУ.
А на самом деле?
Да, так и есть - левый идёт на ЭБУ, а средний и правый - на пенель приборов.

Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.09.2012, 17:47   #17
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Ты сначала с этими датчиками разберись
Аж 3 штуки!


Потом сопротивление-то проще поставить, чем врезаться в систему.

Тем более, место хорошее - с него самая точная информация о температуре ОЖ идет (если датчик нормальный)

На всех 3-Х посмотри напряжение на холодном и на горячем двигуне.
И какую промежуточную точку.

Не знаю, на лампочку перегрева, вроде, не стоит суваться, там точно реле д.б. а не термометр сопротивления (ТС), Хотя любопытно

То, что напряжние скачет - странно, может контакт плохой?
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4

Последний раз редактировалось Александр К; 14.09.2012 в 18:51.
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.09.2012, 02:35   #18
Владисон
Новичок
 
Регистрация: 05.09.2012
Адрес: Петрозаводск
Сообщений: 22
По умолчанию

Александр К,

я тут пока с крбом воюю, у меня панель приборов почему то вырубило. Все стрелки "упали". Но мотор работает.
Так вот, мотор горячий, а Борей не включается! Мигает светодиодом раз в восемь секунд. Видимо питание на датчике тоже исчезло.
Я уже думаю, надо наверно свой датчик отдельный ставить, назависимый не от чего..

Карб сёдня сделал - работает идеально, завтра буду разбираться что за новые проблемы появились..
Владисон вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.09.2012, 17:58   #19
Александр К
Местный
 
Регистрация: 18.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 843
По умолчанию

Чесно говоря, я запутался.
Если у тебя Карб, то что такое ЭБУ?
И нафига ему (теперь Карбу) ДТ на ЭБУ?

Это я к тому, что полностью независимая система - очень хорошо.
Но зачем колхозить новые отводы для ДТ?

Ну ДТ, к стрелке на панель - нужен (кстати, похоже, когда скачки были - это было начало конца панели)

А лампочка перегрева - под вопросом (тогда уж лучше зуммер, т.к. лампочку можно и не заметить, как и стрелку)


А уж третий датчик для Карба - совсем непонятно зачем.
Может, на его место подобрать, если он сам не подходит.
__________________
Ховер Н3, Была Надежда ВАЗ 21-20
Наддув Итоном М65. 0.55бара
ГБО BRC4

Последний раз редактировалось Александр К; 16.09.2012 в 20:35.
Александр К вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Текущее время: 15:19. Часовой пояс GMT +6.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot