PDA

Просмотр полной версии : ШИМ-управление ближним светом


gnomon
15.03.2010, 12:47
Предлагаю разработать микропроцессорный блок ШИМ-управления ближним светом.

Известно, что автомобильные лампы рассчитаны на питание напряжением 13,5 вольта, а в реальности в бортовой сети напряжение не ниже 13,8 вольта, а обычно и выше 14. На Калине например, рабочее напряжение может достигать 14,7 вольта.
Таким образом напряжение питания автомобильных ламп выше расчетного на 5...9%.

По данным фирмы Infineon 5% превышение напряжения на лампах приводит к:
1. сокращению срока службы ламп на 50%;
2. увеличению светового потока на 15%;
3. увеличению потребления энергии на 8%;
4. увеличению потребления тока на 3%.

График зависимости срока службы ламп от напряжения следующий
http://deltaco.fotoplenka.users.photofile.ru/photo/deltaco.fotoplenka/140273980/158812842.gif

Я использую лампы по 1500 рублей за пару и живут они на Калине максимум год.

Предлагаю спроектировать небольшой блок с микроконтроллером, ADC для измерения напряжения бортовой сети и мощным MOSFET либо POWERFET для ШИМ-управления напряжением на лампах. По идее такое устройство неплохо бы интегрировать с проводкой автомобиля, чтобы все световые приборы питались напряжением строго 13,5 вольт.

Для начала неплохо бы сделать управление только ближним светом, как самым используемым. Заодно можно совместить функцию понижения напряжения с функцией DRL (дневной свет). Т.е. как только машина поехала, то по датчику скорости определяем факт начала движения и автоматически включается только ближний свет (без габаритов) скажем на 50...60% мощности. В целях улучшения безопасности при повышении скорости например до 90 км/ч мощность доводится до 90...95%. При снижении скорости ниже 70 км/ч и движении с ней более 1-2 минут мощность опять снижается до 50...60%. Если водитель включил габариты и ближний штатным выключателем, то мощность устанавливается на 92...94% для снижения напряжения до номинального.

Таким образом и безопасность движения повышается и лампы дольше живут.

Кстати, давеча сделал ШИМ на BTS555 с частотой 100 герц. Подключил пару автомобильных галогенок - всё замечательно работает и ключ не греется. Он выдерживает около 150 ампер, так что можно все лампы на автомобиле повесить на него.

Alex3101
15.03.2010, 14:11
Я использую лампы по 1500 рублей за пару и живут они на Калине максимум год.

А шо такие дорогие? Что в них такого хорошего за такую цену?
Я с момента покупки авто использовал лампы ЛИСМА 55/60 вт, хватало на год с небольшим, перегорает одна меняю пару. Сейчас таких у нас нет и использую лампы МАЯК той же мощности. Нормальное цена качество. Уже больше года езжу и все ГУД... И свет нормальный...

Пробовал не нашего производителя, свет намного хуже (тусклее, желтый какой то) и горят как "мухи"...
А если нет разницы, зачем платить больше...

gnomon
15.03.2010, 15:23
А шо такие дорогие? Что в них такого хорошего за такую цену?
...
Пробовал не нашего производителя, свет намного хуже (тусклее, желтый какой то) и горят как "мухи"...
А если нет разницы, зачем платить больше...
Да люблю я качественный головной свет. Ксенон мне нафиг не нужен, тем более теперь, когда биксенон запретили - вот и ставлю дорогие лампы.
Сейчас стоят Philips X-treme Power +80% (http://www.lighting.philips.com/in_en/consumer/carlighting/1_car_lighting/products_for_car/9_xtremepower.php?main=in_en_consumer_lighting&parent=89083467512&id=in_en_car_lighting&lang=en). Светят просто изумительно - дорога ночью как на ладони. С обычными лампами даже сравнивать не стоит. Ночью, в дождь или снег реально улучшают безопасность.

Alv.Silich
15.03.2010, 22:17
Мы делали уже экспериментальные блоки в рамках большого проекта модернизации электрооборудования. Проблема только одна - маленький спрос.
Кстати предположение о повышенном напряжении на лампах не верно. Из-за падения напряжения на контактах от АКБ до ламп теряется 1-1.5В.

gnomon
15.03.2010, 23:51
Хм. О падении напряжения я как-то не подумал. Надо будет померять напряжение на лампах.
Но в любом случае, автоматически включающийся ближний DRL с пониженным до 50...60% напряжением при выключенных габаритах есть благо, т.к. и безопасность на уровне и лампы дольше живут и энергии вся эта иллюминация потребляет меньше.
Занялся уже изготовлением.

MSM.Silich
16.03.2010, 11:10
http://silich.ru/images/stories/Jaluzi/140-Jal2.jpg
Вот в правом нижнем углу желтый пучок - управление светом на ШИМ-транзисторах. Исполнение - без платы, все элементы сделаны объемным монтажом и герметизированы в термоусадке. Ходит уже четыре года. По надежности проблем нет, достаточно даже транзисторов из блоков питания материнских плат.

gnomon
16.03.2010, 23:22
Не знаю, с чего Вы решили, что спроса не будет. Сделали бы маленькую пробную партию с функционалом подобным тому, что я выше описал, т.е. с управлением от датчика скорости.
Я бы, например, точно такую штуку купил. Тем более, что цена устройства должна быть не высока, если не всаживать мощные транзисторы и контроллер ШИМ, как в управлении вентилятором радиатора. Здесь вполне достаточно программного ШИМ'а самого микроконтроллера.

А какая частота ШИМ'а в Вашем блоке?

MSM.Silich
16.03.2010, 23:37
Спрос будет, конечно. Рано или поздно сделаем. Сейчас загрузка очень высокая, финансы в дефиците, расшириться не можем. В приоритетах изделия на конвейер, из вторичных - печки, автокорректор, семейство контроллеров на основе иммобилайзера. До света просто руки не доходят.
По частоте на фары не скажу, давно это было, да и не принципиально это там, реактивности нет ведь.
А падения действительно около 1В в штатной конфигурации. У меня толстыми проводами подтащено напрямую с генератора и "+" и масса отдельным проводом, его, кстати, на фото видно, он в тройной изоляции...

gnomon
17.03.2010, 00:22
Спрос будет, конечно. Рано или поздно сделаем. Сейчас загрузка очень высокая, финансы в дефиците, расшириться не можем. В приоритетах изделия на конвейер, из вторичных - печки, автокорректор, семейство контроллеров на основе иммобилайзера. До света просто руки не доходят.
Жаль. Столько всего интересного можно сделать, а вот - никак не склеивается.

По частоте на фары не скажу, давно это было, да и не принципиально это там, реактивности нет ведь.
А на вентилятор радиатора какая частота? Если это конечно не коммерческая тайна.
Просто BTS555 (несколько штук я купил) не тянет частоту больше 400...500 герц. Хотелось бы кроме фар сделать плавное управление электродвигателем отопителя. Да вот не знаю, хватит ли для него 500 герц. Хотя маленькие моторчики запускал на 100 герцах и вроде бы всё работает.

MSM.Silich
17.03.2010, 11:44
На вентах и печках - от 2.5 до 8кгц. Определяется нижняя частота возможностью LC- фильтра резать частоты ШИМа в сторону питания (аккумулятора). 100-500 гц на токах 50А дроссель слишком большой нужен, чтобы не насыщался.

Отопитель будет через месяц опытная партия.

Плюшкин
27.10.2010, 23:25
по ШИМ для ближнего пока тишина ?
Когда ожидать ?
ЗЫ.А то 20.11.10 не за горами.

MSM.Silich
28.10.2010, 05:23
Пока в стадии опытных экземпляров, далее будет промышленный образец. Месяца два-три еще минимум.