PDA

Просмотр полной версии : "Участники сопротивления" - статья журнала "За рулем", №4,2008г.


MSM.Silich
02.04.2009, 13:40
Участники сопротивления (http://www.zr.ru/articles/56102)
Михаил Колодочкин, Александр Шабанов
За рулем №4 2008
01.04.2008

Электрическая энергия распространяется по проводам. К сожалению, в них же она и теряется. С поведением различных высоковольтных проводов в системах зажигания шестнадцатиклапанного двигателя ВАЗ разбираются Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.
Плохо пускается, дергается, не тянет… Очень часто подобные недуги двигателя лечатся простой заменой высоковольтных проводов. Природа явления понятна - о ней мы писали не раз. Как известно, энергия искры зависит от множества параметров, в том числе от мощности высоковольтного импульса, который достигнет электродов свечи. Иными словами - от потерь в линии зажигания. В карбюраторном двигателе «наука» на этом, в общем-то, заканчивается, а вот во впрысковом добавляется влияние системы управления. Ведь при недостаточной интенсивности сгорания или при пропусках вспышек через систему регулирования сработает обратная связь, увеличив подачу топлива - чтобы компенсировать якобы лишний кислород. Это скажется и на расходе бензина, и особенно - на токсичности отработавших газов. А раз так, то каждый высоковольтный провод фактически становится частью системы управления двигателем!

Отсюда и цель нашей экспертизы: анализ влияния различных высоковольтных проводов на основные показатели реального двигателя ВАЗ-2112. Как обычно, все закупили в крупных столичных автомагазинах. Взяли по два комплекта проводов десяти разных фирм - отечественных и зарубежных. По два брали неспроста - дабы предупредить возможные упреки в необъективности. Мол, по одному образцу судить нельзя! Спорить не будем - лучше изменим процедуру поверки.

Лабораторным омметром определили сопротивление каждого провода - всех 80 штук. Потом замерили длину проводов, поделили одно на другое и получили линейное сопротивление - в килоомах на метр. По логике вещей, для одних и тех же комплектов большого разброса быть не должно - кабель-то нарезают из одной катушки. Но…

Во всех комплектах восьми фирм так и получилось. А вот у Caesar в двух проводах оно скакнуло чуть ли не на порядок по сравнению с остальными шестью. У Master Sport повторилась та же картина - правда, для одного провода. Мелочи? Возможно. Но чтобы они не исказили общей картины, по этим брендам мы подобрали комплекты для испытаний так, чтобы провода имели примерно равное линейное сопротивление, не без основания предположив, что они будут вполне кондиционными. В компенсацию за труды позволили себе пробурчать, что этим следовало бы заняться производителю.

От марки к марке сопротивления меняются почти на три порядка - от десятков Ом (у комплекта Pro.Sport) до почти десятка кОм (у комплекта Master Sport). Важно ли это для мотора? Выясним.

Для испытаний взяли свечи с минимальным сопротивлением резистора помехопо-давления - остановились на Bosch Platin FR7DPX. При этом из двадцати свечей выбрали четыре с практически одинаковым сопротивлением - 3,2 кОм. Свечи, конечно же, исправные - их предварительно перепроверили.

С каждым из комплектов проводов двигателю пришлось отрабатывать так называемый универсальный цикл испытаний - с ездой и по городу, и по трассе. Измеряли его мощность, мгновенный расход топлива и токсичность отработавших газов. А из любви к искусству организовали еще один тест - проверили равномерность работы отдельных цилиндров. Для этого, выведя двигатель на определенный режим, поочередно отключали подачу топлива на цилиндры. Затем простым вычитанием определяли индикаторный момент каждого цилиндра и сравнивали их.

В качестве базового комплекта, от которого отсчитывают «плюсы/минусы» остальных, решили взять самый дешевый – польский Jan Mor. Результаты в таблице.

Так что же, долой распределенное сопротивление? Назад, в прошлый век? Особенно при наличии резистора в свече зажигания? И как согласовывать сопротивления в свече и проводе?

Внятного ответа ни от кого из производителей проводов мы не получили, хотя обращались с подобным вопросом неоднократно. Темнят даже те фирмы, которые делают и свечи, и провода! Вероятно, здесь работает принцип перестраховки – каждый элемент по отдельности должен укладываться по уровню помехоподавления в нормы действующих ГОСТов и международных стандартов. Возможно, это было бы правильно применительно к старым двигателям, для которых по инерции еще выпускают безрезисторные свечи. А для современных?

На наш взгляд, для нормальной работы системы зажигания (с минимально допустимым уровнем помех) сопротивления в свече вполне достаточно. Что касается мнения «узких» специалистов, то мы вновь приглашаем их высказаться по этому поводу.

СОПРОТИВЛЕНИЕ СГОРАНИЮ?
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/56ab235ebf628f3d1b0474e460ff02e4/view.pic
А как зависит индикаторный КПД (читай – качество сгорания) от среднего по цилиндрам сопротивления линий зажигания? Максимальный результат – на проводах с практически нулевым сопротивлением (комплект Pro.Sport), а минимальный – там, где сопротивление максимально (Master Sport). Все остальные между ними. То есть – чем меньше сопротивление линии зажигания, тем проще мотору. Как не вспомнить конструкцию спортивных высоковольтных проводов – толстый медный провод практически с нулевым сопротивлением. И в нашей экспертизе мы нашли этому вполне четкое подтверждение.

И еще один момент: нет правил без исключений. Провода PVL выдали вообще один из лучших результатов, хотя сопротивление у них не самое низкое. Почему? А потому, что именно у этого комплекта разброс сопротивлений по отдельным проводам минимален! Господа с фирмы не пожалели дорогого кабеля, сделав практически все провода одинаковой длины – итог налицо.

10-е место
Заявленный производитель - Master Sport Automobiletechnik, Германия
Ориентировочная цена - 930 руб.
Обозначение - MS-2110
Указанная применяемость - «Лада-2110» 16v (на наклейке!)
Эти провода не лучшим образом показали себя в испытаниях. Во-первых, один провод из восьми в двух комплектах пришлось заменить - его сопротивление было сильно выше остальных. Во-вторых, у них самое большое сопротивление. В-третьих, они самые короткие из всех - кабеля явно пожадничали.
+ Самые дешевые из немецких проводов.
- Низкие показатели работы мотора.

9-е место
Заявленный производитель - Caesar «Цезарь», ЗАО «ДиГ»
Ориентировочная цена - 780 руб.
Обозначение - ВАЗ-2112 D&G
Указанная применяемость - ВАЗ-2112 16 клап.
Зеленые провода, на которых заявлено линейное сопротивление кабеля 1 кОм/м. Но почему тогда сопротивление самих проводов так велико? Из восьми проводов два вообще пришлось заменить - их сопротивление много больше, нежели у других… К остальному претензий нет.
+ Невысокая цена, пониженное сопротивление кабеля.
- Большой разброс сопротивлений проводов по отдельным цилиндрам.

8-е место
http://www.zr.ru/images/article/ready/1/1/2/0/112078.jpg
http://www.zr.ru/images/article/ready/1/1/2/0/112079.jpg
Заявленный производитель - SLON, ОАО «Егоршинский радиозавод», Россия
Ориентировочная цена - 710 руб.
Обозначение - 2112-3707080-03
Указанная применяемость - ВАЗ-2112 16 кл.
Типичный образец российской сборки - все импортное, кроме коробки. Показатели при этом совсем неплохие, получше дорогих импортных аналогов. Жаль, защитные чехольчики «гуляют» по проводу как хотят. Но все равно - хорошо.
+ Неплохое качество изготовления, средние моторные показатели при низкой цене.
- Самая большая неравномерность сопротивлений линий зажигания по отдельным цилиндрам.

7-е место
Заявленный производитель - Jan Мог
Ориентировочная цена - 655 руб.
Обозначение - S35
Указанная применяемость - ВАЗ 2112 16 кл.
Самый дешевый комплект довольно неплох. Два провода имеют защитные чехольчики, но сам свечной наконечник очень мягкий, что затрудняет монтаж провода, особенно на горячем двигателе. Заявлено использование кабеля производства США.
+ Среднее качество при минимальной цене.
- Слишком мягкий свечной наконечник. Довольно высокая неравномерность сопротивлений по цилиндрам.

6-е место
Заявленный производитель - «ХОРС», С.-Петербург
Ориентировочная цена - 760 руб.
Обозначение Класс люкс d 7 мм ВАЗ-2110i-16v
Указанная применяемость ВАЗ 2110i 16v
Питерское произведение неплохое. Известно, что правило не обходится без исключений - сопротивление выше, чем у базового комплекта, а моторные показатели это не посадило. И цена «приятная». Вот только почему на коробке нарисовали провода под «восьмиклапанник»?
+ Невысокая цена при достаточно высоких показателях.
- Изрядный разброс сопротивлений (не линейных, а общих).

5-е место
Заявленный производитель - NGK Spark Plug Europe Gmbh, ЕС
Ориентировочная цена - 1570 руб.
Обозначение RC-LD1202
Указанная применяемость Lada 2110, 2111, 2112, 2113
Не понятно, где сделаны провода известной марки. На коробке написано ЕС, а на нашлепке изготовитель - Япония, производитель - Германия. Сопротивление проводов великовато - на моторных характеристиках это сказывается не лучшим образом.
+ Хорошие цифры по части экологии.
- Высокая цена, повышенное сопротивление провода,ухудшающее характеристики двигателя.

4-е место
Заявленный производитель - Champion, Federal-Mogul, ЕС
Ориентировочная цена - 1900 руб.
Обозначение - LS-118/190
Указанная применяемость - Lada 2110, 2111 16v 1,5i
Самый дорогой среди всех комплектов, в общем-то, не порадовал. Высокое место достигнуто только благодаря экологическим показателям, а в остальном преобладают минусы. За такие деньги и за такое имя хочется куда большего.
+ Хорошие экологические показатели.
- Несуразная цена. Русский текст - только на убогой нашлепке на коробку.

3-е место
Заявленный производитель - Pro.Sport, США
Ориентировочная цена - 1190 руб.
Обозначение - RS-10136
Указанная применяемость - 2112i
Описание бестолковое: ни слова по-русски, где сделаны, непонятно. Но в работе - сплошные "плюсы". Единственный комплект, в котором сопротивление проводов измеряется не в кило-, а просто в омах. Название относит их к разряду спортивных, и это четко подтверждает эксперимент.
+ Высокие моторные показатели, причем за реальные деньги.
- Прокол с описанием и упаковкой: где русский язык?

2-е место
Заявленный производитель – Finwhale Gruntech Gmbh, Германия
Ориентировочная цена – 1270 руб.
Обозначение – FC-112
Указанная применяемость – ВАЗ 2108 – 2112i 16v
Все – по уму, причем линейное сопротивление получилось минимальным среди всех «резисторных» проводов. Итог – высокие моторные показатели. Два из четырех проводов в комплекте имеют специальный защитный гофрированный чехол.
+ Сбалансированные цена и качество. Лучший показатель по токсичности.
- Непонятная экономия на количестве защитных чехлов.

1-е место
Заявленный производитель – PVL, Германия
Ориентировочная цена – 1125 руб.
Обозначение – 8 71 498
Указанная применяемость – ВАЗ 2110–2115 с инжекторным, 16-клапанным двигателем
Оказалась отменного качества. Единственный комплект, где у всех проводов практически одинаковая длина: и ставить удобно (не надо разбираться, какой куда втыкать), и равномерность сопротивлений практически полная. Отдельный респект – за вложенные перчатки.
+ Высокие моторные показатели, оправданная цена.
- Не отмечено.

MSM.Silich
02.04.2009, 14:05
Статья и проведенные в редакции измерения нормальные. Есть моменты, когда, как в советское время, приходится читать между строк. Печатный вариант статьи имеет больше фактического материала.

1. Восьмое место "SLON" комментировать нецелесообразно. "SLON" имеет по большинству высоковольтных проводов 100% конвейерных поставок "АвтоВАЗа" , а сертификация\испытания АвтоВАЗа - малость посерьезнее. С импортностью ВСЕХ комплектующих тоже неувязочка вышла, импортным можно считать сам провод, заказываемый "ЕРЗ" с фирменной (ERZ) маркировкой у зарубежного производителя провода, дак ведь так делают большинство мировых заводов-сборщиков(производителей), самостоятельно провод делают немногие. Используемый ЕРЗ провод - один из самых дорогих и качественных для массовых машин, а относительно низкая конечная цена изделия "SLON" обеспечивается большим тиражом конвейерных поставок.

2. Статья делает вывод, что лучшим решением является использование проводов одной длины, имеющих самый малый разброс по сопротивлениям. При этом в испытаниях использовался двигатель ВАЗ2112, где каналы для укладки высоковольтных проводов имеют разную длину и эти провода в них просто не могут быть уложены без изломов или касания металлических частей, а это приведет к пробою ЛЮБОГО провода. Либо надо делать дополнительную изоляцию. Разная длина проводов определяется конструкцией ДВС и требованиями соответствующего автозавода, в данном случае АвтоВАЗа.

3. Весовые коэффициенты по параметрам, использованные в испытаниях, можно варьировать, исходя из разных побуждений. Лучше, наверное, в качестве базовых взять вариант Технических Условий "АвтоВАЗа". А потом уже аргументированно изменять их, в этом случае и "АвтоВАЗу" эти испытания были бы полезны.