PDA

Просмотр полной версии : Автоматические жалюзи - информация для чтения


AAL.Silich
04.03.2009, 19:51
Всем с советских времен знакома ситуация, когда водители перед холодами одевают на решетку радиатора попонку или вталкивают картонку перед радиатором на исправном, правильно настроенным двигателе и при исправной системе охлаждения. Попробуем разобраться, зачем это делается?

В холод намного дольше прогревается двигатель, а тепла в салон очень хочется, и взять его можно только от горячего двигателя. В холодной машине неуютно, да и небезопасно ехать с замороженными стеклами. Чем быстрее прогреется двигатель, тем быстрее можно прогреть салон и ехать с комфортом. Это является главным для многих автолюбителей.

Кроме этого недогретый двигатель расходует гораздо больше топлива. Но важнее то, что недогретый двигатель очень быстро вырабатывает свой ресурс. Известно, что холодный пуск и активная езда на холодном двигателе эквивалентна сотням км лишнего пробега за одну поездку. в результате, есть шанс попасть на капитальный ремонт двигателя намного раньше, чем положено.

Для дальнейших рассуждений придется дать небольшие технические пояснения о системе охлаждения двигателя. Каждый двигатель имеет два контура системы охлаждения с малой и большой теплоотдачей. в малом контуре находится радиатор отопителя салона, а в большом контуре стоит радиатор охлаждения двигателя. Для правильной регулировки потоков жидкости между контурами предусмотрен специальный элемент, называемый термостатом. Когда нужно быстро нагреть двигатель до рабочей температуры, термостат находится в закрытом состоянии и охлаждающая жидкость помпой прокачивается только через малый круг с отключенным радиатором отопителя салона, при этом не сильно охлаждаясь. При достижении заданной температуры охлаждающей жидкости, термостат начинает приоткрываться, и часть потока жидкости пропускается по большому кругу, тем самым достигается стабилизация температуры двигателя в пределах между нижним и верхним температурами регулировки термостатом. Большой вклад в охлаждение двигателя вносит излучение тепла от достаточно большой поверхности двигателя, при обдуве его поверхности во время движения.

Система охлаждения проектируется таким образом, чтобы не перегреть двигатель при эксплуатации в условиях больших плюсовых температур с максимальной нагрузкой с разницей между температурами окружающей среды и двигателя меньше 50град. с отключенным радиатором отопителя салона. Его подключение значительно уменьшает температуру двигателя и обычно используется в аварийной ситуации при перегреве двигателя. двигатель спасается, а в салоне становиться невыносимо жарко.
Для холодов, когда разница температур окружающей среды и двигателя становится больше 100 град., эффективность системы охлаждения становится избыточной. нередко складывается такая ситуация, даже при -10 град., что тепло забираемое с радиатора отопителя для обогрева салона, и излучение тепла при обдуве поверхности двигателя во время движения достаточно, чтобы опустить температуру в двигателе ниже температуры открытия термостата. Получается парадокс. все исправно, но при движении по трассе, в салоне прохладно и двигатель холодный.

Выход из ситуации достаточно простой. Нужно перекрыть обдувающий поток воздуха на двигатель. Этого оказывается достаточно, чтобы исправить ситуацию.
К сожалению, при проектировании автомобиля по экономическим или техническим причинам данной ситуации редко уделяется достойное внимание и вводятся необходимые конструктивные решения в виде управляемых жалюзи с ручным механическим приводом. На некоторые модели ГАЗ или УАЗ устанавливают жалюзи на заводе. У них достаточно большой по поверхности двигатель и он много излучает тепла. За жалюзи и приводом надо постоянно следить. Если ими пользоваться 2 раза в год, то привод может закиснуть, а жалюзи забиваются грязью через пару лет эксплуатации автомобиля. Их недостаток в том, что еще одна редкая, но нужная операция по эксплуатации автомобиля вменена в обязанность водителю. А о ней иногда забывают.

Основная масса водителей, желающих ездить с комфортом в тепле, ставит картонку перед радиатором или надевает специальный чехол на решетку радиатора, а некоторые даже додумываются накрывать двигатель телогрейкой. помогает. Но резко увеличивается опасность перегрева двигателя при резком изменении условий эксплуатации. резко потеплело, но на ненадолго. Некогда же убирать и зачем. Завтра опять ставить. Авось один день проезжу. Или, самое страшное – забуксовать. Требуется большая мощность с двигателя при езде маленькой скоростью. Двигатель много выделяет тепла, а большому контуру охлаждения некуда отдать тепло. Горячий воздух циркулирует в замкнутом пространстве под капотом и не охлаждает охлаждающую жидкость в большом контуре.
Опытные водители, немного поездив, открывают небольшую щель для доступа воздуха в моторный отсек через радиатор, чем достигают разумный компромисс. Двигатель намного дольше остывает при стоянке, что в городских условиях езды с короткими частыми поездками очень актуально.
Накрывать двигатель телогрейкой очень опасно. Кроме перегрева двигателя, телогрейка может впитать пары масла и загореться от горячего двигателя.

Сегодняшний уровень развития электроники позволяет эту процедуру автоматизировать, с разумной стоимостью и с использованием уже выпускаемых жалюзи и привода.

Оказалось, что для её создания почти все есть. Вертикальные жалюзи купили от газ 3102 для тросикового привода. Тросиковый привод с моторедуктором (от управления воздушной заслонкой ВАЗ 2110) взяли от системы автозапуска карбюраторного двигателя СадкоЪ. Контроллер управления очень близок по схемотехнике и программе к уже разработанному блоку плавного управления электровентилятором СиличЪ. За основу взяли блок Силича и немного доработали схему и программу.
Блок использует для работы показания штатного датчика температуры на гбц или термостате. Установка блока проста: подключить массу и плюс на винтовые соединения и защелкнуть на провод датчика температуры специальный врезной контакт. нажатием кнопки на блоке выбирается тип используемого датчика и желательная температура стабилизации в зимнем режиме. Установка жалюзи и моторедуктора требует большего времени, но доступна обычному водителю или автосервису. Приведем ниже пример установки с фотографиями.

Автоматические жалюзи обеспечивают оптимальные режимы во всё время движения-стоянки. Заводишься, греешься - закрыты, вышел на рабочую температуру - откроются на необходимую величину в зависимости от режима движения, остановился - через минуту закроются. и не мешают водителю ездить. Ну, может надо на кнопку нажать перед бродом - закроются на несколько минут.

Рассматривали вариант реализации данной автоматической схемы без электроники с помощью биметаллического реле от системы включения электровентилятора радиатора, пары реле и пары концевых выключателей. Эта схема работоспособна, но имеет недостатки. Юстировка концевых выключателей всегда сложна, либо моторедуктор не выключается и сгорает, либо жалюзи не до конца закрываются. Дополнительное биметаллическое реле, с более низкой температурой срабатывания, придется врезать в патрубок системы охлаждения. Если посчитать стоимость комплектующих и дополнительного времени на эти операции, то она выше затрат на микропроцессорный блок. А он дополнительно даст плавное регулирование, простоту установки, отсутствие механических регулировок и защиту редуктора от сгорания.

Еще раз хочется отметить, что автоматические жалюзи не заменяют, а дополняют работу и значительно улучшают работу системы охлаждения, отопителя салона. Позволят сэкономить немного топлива на ускорении прогрева двигателя. Снимают с водителя заботу о регулировке воздушного потока в моторный отсек.
В качестве эксперимента взяли уаз-3160, где жалюзи штатно не предусмотрены.
После снятия радиатора жалюзи встают на переднюю панель облицовки моторного отсека, как родные.
фото 1.
К верху жалюзи приварили уголки в местах напротив выступающих штатных болтов крепления облицовки и просверлили в них отверстия диаметром 7 мм. При установке жалюзей вначале сверху завели в отверстия уголков эти болты, а затем прижали низ, через резиновые шайбы и закрутили три самореза. С боков жалюзи остались щели, закрыли их фольгированным пенофолом
фото 2.
Теперь набегающему потоку воздуха оставлен путь только через жалюзи.
Радиатор на место. между масляным радиатором и открытыми жалюзи остался зазор в 30 мм.
фото 3.
Щель сбоку радиатора тоже закрыта пенофолом (на патриоте уже сделан штатный металлический короб), дабы в летнем режиме вентилятор не гонял по кругу через них горячий подкапотный воздух. Моторедуктор устанавливается около пассажирской фары на штатный болт,
фото 4.
После установки блока управления пластина крепления отгибается вертикально вниз и притягивается пластмассовым хомутиком от вибрации.

AAL.Silich
05.03.2009, 15:30
ну прошел уже месяц практически эксплуатации, выкладываю некоторый отчет после установки:
1) поскольку я не знал какие жалюзи брать взял какие были горизонтальные... это минус усилие на них по сильнее нужно прикладывать.
2) ход троса мне лично показался не большим попробую на досуге снять жалюзи и перебрать их чтобы снизить усилие и увеличить ход
3) алгоритм работы я не понял первый раз установил температуру на 80градусов в городе начинает повышаться при активной езде.(сразу оговорюсь вентилятор радиатора я так и не подключил лень пока было при чем при тоже температуре не видел чтобы жалюзи начинали открываться… поскольку боюсь все-таки перегрева стиль ездя меняю еду на 1500 оборотах двигатель сам начинает остывать где-то до 60 градусов. последние дни режим жалюзей немного изменил установил температуру около 70градусов тестово прогнал выше - полностью ход троса обеспечивается на температуре около 80градусов
4)трасса при 90км.ч а это где-то 2500 оборотов(область оборотов когда турбина уже начинает эффективно работать) на пятой передаче двигатель доходит до 80 градусов и на этом температура останавливается и не задвигается, сбрасываю скорость до 60км.ч двигатель остывает до 60градусов. т.е жалюзи позволяют оптимально держать температуру на трассе без всякого вентилятора на радиаторе. в городе все-таки вентилятор нужен.
5) прогрев двигателя в городе происходит примерно с также скорость как и раньше при закрытом изолоном радиаторе. однако на трассе мне уже не уже не останавливаться чтобы радиатор приоткрывать раньше температура начинала уходит за 80 при -10 на улице
итак общее впечатление девайс очень удобный для данной машины уаз хантер с дизелем, раньше оптимальная температура двигателя достигалась только при температуре ок. среды выше +25, поскольку штатно стоит визкомуфта очень дуратской конструкции, следующий шаг электровентелятор с блоком управления силычь, все установлено только провода осталось подключить.. но что-то руки пока не доходят

андрей
28.03.2009, 20:44
Я тоже в скором времени планирую установку жалюзи и моторедуктора управления ими на ВАЗ-21053.Моторедуктор уже в пути.Жалюзи купленны от ГАЗ-3102.Только похоже надо будет их укоротить и некоторым образом доработать.Осталось преобрести датчик "забортной" температуры и тросик управления.Да и погода на улице уже налаживается.