12.1998 РЕЛЕ ПОД ДОЖДЕМ И В ТУМАНЕ

Михаил Колодочкин
01.12.1998
За рулем 1998/12, Электрика, Электрооборудование 

 

РЕЛЕ ПОД ДОЖДЕМ И В ТУМАНЕ


Автомобильное релеАвтомобильное релеЕсли все время работать под напряжением, да еще и в антисанитарных условиях, то можно не выдержать, даже если вместо сердца - электромагнит.

Погасли фары? Не выключается звуковой сигнал? Отказал электрический стеклоподъемник? Не паникуйте - вполне возможно, что у одного из многочисленных автомобильных реле просто залип якорь или окислились контакты.

Реле - это очень просто: переключатель, управляемый электромагнитом. Подал напряжение - замкнулись одни электрические цепи, убрал - замкнулись другие, вот и все... С помощью реле даже слабенький сигнал может командовать значительной нагрузкой - именно так температурный датчик включает мощный электровентилятор системы охлаждения.

Причины отказа реле тоже весьма просты - вода, грязь, соль... Поскольку иных условий эксплуатации автомобилей в ближайшее время ожидать не приходится, хотелось бы выяснить, какие из продаваемых "релюшек" обладают наибольшей жизнестойкостью. С этой целью на рынке был приобретен десяток однотипных изделий по цене от 10 рублей за отечественные до 5 долларов за импортные. Новобранцев ожидало нелегкое лабораторное испытание - четверо суток "влаги", затем - двое суток "соляного тумана".

Результаты эксперимента сведены в таблицу.

Автомобильное релеОтстающие обнаружились сразу. Экземпляр 10 отказался работать еще до начала экзекуции. После вскрытия из недр корпуса была извлечена крупная соринка, мешавшая работе магнита. Другой аутсайдер - изделие № 9 - имел недопустимо большое падение напряжения на контактах. Что касается фаворитов, то бесспорным лидером представлялось реле № 3 с герметичным неразборным корпусом.
По окончании испытаний большинство конкурсантов выглядели плачевно. Полнейшее пренебрежение к внешним воздействиям проявили лишь № 3, а также № 5, оправдавшие свою высокую цену. № 6, напротив, разочаровал - деньги те же, а проржавел сильно. № 4 вообще еле выжил - а еще мексиканец... Из отечественных изделий достойнее других выглядит экземпляр № 2 из Пскова. Любопытно, что его родной братец под № 8 несет на себе знак качества, а также гордую надпись "Сделано в СССР" - чего только на рынке не купишь... Впрочем, испытания советское изделие выдержало достойно, хотя и приобрело довольно неприглядный вид. А вот № 1 неожиданно отказался поддержать своих псковских собратьев и позорно сошел с дистанции. Может быть, нам достался экземпляр "не первой свежести"?
Остальные результаты - в "турнирной" таблице. Напряжения срабатывания и отпускания у всех реле находятся в пределах нормы. Справедливости ради напомним - победители (каждый) дороже в 8 раз! Дробные показатели приведены для изделий, содержащих переключающие контакты. Сопротивления обмоток реле находятся в пределах от 80 до 105 Ом.

Экспертиза в очередной раз показала негативные последствия покупки товара на рынках. Электроприборы лучше в магазине покупать, там можно обменять или даже возвратить негодный товар. И второй вывод: не гоняйтесь за дешевизной - в итоге очень часто может выйти дороже.


  • Реле 904.3747, эмблема АО "АВАР", Псков. До испытаний отклонений от нормы не имело. Погибло в соляном тумане "...из-за нарушения герметичности корпуса".
  • Реле 90.3747-20, эмблема АО "АВАР", Псков. До испытаний отклонений от нормы не имело. Все "издевательства" честно выдержало, однако покрытие выводов "незначительно повреждено коррозией".
  • Реле SCB-1M-1240 SATURN. Истинный профессионал - на соль и влагу никак не отреагировал. Вот что значит неразборный герметичный корпус...
  • Реле VF4-11F11 Potter&Brumfield, Мексика. До испытаний отклонений от нормы не имело, а вот пытки выдержало с трудом - коррозия видна повсюду.
  • Реле SEM-3413-N.O. SEMCO. Образец, достойный подражания, - так и просится обратно в витрину. Что ж, настоящее качество коррозии не боится.
  • Реле 792-1A-C1 ONG-CHUAN. До испытаний явно претендовало на лидерство, однако вода с солью сильно подпортили некогда благородные черты... Впрочем, на работоспособности это не сказалось.
  • Реле 111.3747, эмблема АО "АВАР", Псков. До испытаний отклонений от нормы не имело. Солевые ванны явно не любит, но квалификацию не утрачивает. Коррозия повредила покрытие, но "...не оголила основной металл".
  • Реле 112.3747 с эмблемой АО "АВАР" и знаком качества - как-никак, "Сделано в СССР". После испытаний изделие приобрело жутковатый вид, однако работоспособность сохранило. Кстати, герметичность древнего корпуса оказалась на высоте - до внутренностей коррозия не добралась.
  • Реле 112.3747-10Е - родом, кажется, из Армении. Единственное изделие, изначально имевшее отклонение от нормы - завышенное падение напряжения на контактах. Это, однако, не помешало ему с честью выдержать испытания - коррозии почти нет!
  • Реле 113.3747-10 с эмблемой владимирской фирмы "Точмаш". Работать отказалось еще до начала испытаний - беднягу пришлось вскрыть и извлечь "постороннее тело". Других сюрпризов не было - коррозия и там, и сям, но работоспособность сохранилась.