«Борей-К», «Борей-КВ» – блок плавного управления вентилятором радиатора автомобиля (БУ ЭВСО) с коммутацией по «минусовому» проводу

Умное управление вентилятором радиатора:
Борей
=
  • Снижение расхода топлива
  • Увеличение срока службы двигателя
  • Вентилятор работает практически бесшумно

 

Модификации (виды) «Борея»

Существуют два вида «Борея» - с коммутацией либо минусового либо плюсового провода к вентилятору. Соответственно в  «Борее» будет присутствовать либо буква  «К»(минусовой)  либо буква  «А»(плюсовой). Все версии герметичны в отношении платы, версии с проводами также герметичны и в месте впайки проводов.

Остальные модификации связаны с наличием\отсутствием впаянных проводов, толщиной силовых проводов (2.5 или 4 кв.мм.) и мощностью (360 или 520вт), типом разъема к вентилятору(российский или импортный), напряжением батареи 12В или 24В(грузовики).

Корпус  «Борея» - алюминиевый размером 45х45мм либо 35х90мм, размер не привязан к какому-то виду Борея и может меняться от партии к партии. Корпус служит теплоотводом и электрически изолирован от платы.

Узнать, какой из проводов к вентилятору коммутирует реле штатной системы автомобиля можно следующим образом. При включенном зажигании, но на не заведенном ДВС и выключенном вентиляторе нужно тестером померять напряжение на любом из выводов вентилятора относительно массы. Если тестер покажет +12В, то вентилятор коммутируется проводом "массы" и Вам нужен «Борей-К» или «Борей-КВ». Если покажет 0Вольт - то "плюсовым" проводом, соответственно Вам нужен «Борей-А» или  «Борей-АВ» .

Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2017г Борей-К

Эта версия находится на текущей странице.

Это исполнение с разъемом для подсоединения проводов. Разъемы находятся внутри корпуса, чтобы грязь в них не попадала,  для ввода проводов используется штуцер. Вся плата залита герметиком, за исключением контактов разъема для подключения проводов.

Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины "по месту". Штуцер предназначен для проводов до 4кв.мм., но на пределе возможны и 6кв.мм.

«Борей-К»  коммутирует "массу". Мощность модели 360вт.

Эта версия находится в производстве с весны 2018года, имеет существенные улучшения  в части электроники, реализуемых функций и программирования.

Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2017г Борей-А

Эта версия находится на другой странице.

Это исполнение с разъемом для подсоединения проводов. Разъемы находятся внутри корпуса, чтобы грязь в них не попадала,  для ввода проводов используется штуцер. Вся плата залита герметиком, за исключением контактов разъема для подключения проводов.

Провода в комплект не входят. Версия без проводов удобна тем, что силовые провода могут быть сделаны оптимальной длины "по месту". Штуцер предназначен для проводов до 4кв.мм., но на пределе возможны и 6кв.мм.

«Борей-А» коммутирует провод "плюс". Мощность модели 360вт.

Исполнения на 24Вольта не будет.

Эта версия находится в производстве с весны 2018года, имеет существенные улучшения  в части электроники, реализуемых функций и программирования.

Борей-В - герметичный блок управления вентилятором радиатора автомобиля Борей-КВ

Эта версия находится на текущей странице.

«Борей-КВ»  коммутирует "массу". Мощность модели 360вт.

Герметичное исполнение «Борея», провода 2.5кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится.

Борей-В - герметичный блок управления вентилятором радиатора автомобиля Борей-АВ

Эта версия находится на другой странице.

«Борей-АВ» коммутирует провод "плюс". Мощность модели 360вт.

Герметичное исполнение «Борея», провода 2.5кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится.

Борей-В - герметичный блок управления вентилятором радиатора автомобиля Борей-КВ4

Эта мощная версия находится на текущей странице. Рекомендуется для ДВС более 3л.

«Борей-КВ4»  коммутирует "массу". Мощность модели 520вт.

Герметичное исполнение «Борея», провода 4кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится.

Имеется заказное исполнение на 24Вольта.

Борей-В - герметичный блок управления вентилятором радиатора автомобиля Борей-АВ4

Эта мощная версия находится на другой странице. Модель 2019г.

«Борей-АВ4»  коммутирует "плюс". Мощность модели 520вт. Рекомендуется для ДВС более 3л.

Герметичное исполнение «Борея», провода 4кв.мм. в комплект входят и запаяны непосредственно в плату. Модуль полностью залит компаундом. Версия со впаянными проводами не подразумевает их удлинение или укорочение. Их длина, конечно, может быть изменена, но без скрутки\пайки\переобжима это не получится.

Назначение блока управления вентилятором (БУ ЭВСО)

Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2017г

Все люксовые автомобили, оснащенные электровентиляторами радиатора системы охлаждения, имеют и модуль плавного управления скоростью вращения этого вентилятора. Это неслучайно, поскольку такое управление дает массу преимуществ в сравнении с классическим релейным управлением. Плавное управление скоростью вращения имеет только один существенный недостаток - высокую цену. Вот именно в плане цены наш блок управления вентилятором дает огромную фору  импортным аналогам, ни в чем не уступая им по остальным параметрам. Историю создания «Борея» можно посмотреть здесь.

«Борей» предназначен для изменения скорости вращения электровентилятора радиатора системы охлаждения в зависимости от текущей температуры двигателя автомобиля таким образом, чтобы температура ДВС не уходила выше 1-2градусов от установленной точки включения электровентилятора. C этой задачей «Борей» справляется гораздо лучше, чем штатная релейная система.

Блок управления «Борей» - это система управления вентиляторами, имеющая расширенные функции в сравнении со штатной системой.

  • БУ ЭВСО решит для Вас проблему охлаждения двигателя машины в самых тяжелых условиях. «Борей» гораздо более надежен, чем реле.
  • БУ ЭВСО может управлять вторым электровентилятором или электропомпой для увеличения теплосъема с радиатора системы охлаждения. Естественно, что для работы «Борея» необходим вентилятор(ы), производительность которого(ых) достаточна для самого тяжелого режима охлаждения двигателя автомобиля.
  • БУ ЭВСО работает "впараллель" со штатной системой включения вентилятора, ничем не мешая ей. Эти две системы резервируют друг друга, тем самым повышая общую надежность.
  • БУ ЭВСО обрабатывает и потребности кондиционера автомобиля, включая продув конденсора кондиционера тогда, когда это нужно кондиционеру. Этим ликвидируется необходимость в дополнительном вентиляторе для кондиционера.
  • БУ ЭВСО подключается к штатному датчику автомобиля, при этом нет необходимости в подборе или калибровке этих датчиков. Температура стабилизации при этом задается самим водителем с помощью очень простой операции (все подробности есть ниже по тексту).

Для каких машин предназначен БУ ЭВСО?

Да, собственно, для всех, где есть электровентилятор. От "Оки" и до "Чероки", от 0.5литров объема двигателя и до 5-8л, в том числе серийно устанавливаются на вездеходах АВТОРОС. В мощных машинах разумно просто использовать два электровентилятора с двумя «Бореями» даже там, где справился бы и один. В расчете на литр объема установка «Борея» на "Чероки" гораздо более дешевое мероприятие, чем на "Оку". При замене вентилятора с вискомуфтой на электровентилятор рекомендуется применить "Борей-К" или "Борей-КВ". Для мощных машин предназначена версия «Борей-КВ1-4» с толстыми проводами сечением 4кв.мм. Для коммерческих машин и грузовиков, где бортовое напряжение составляет 24В, выпускается версия «Борей-КВ24»

Преимущества:

  • автоматическая настройка температуры стабилизации без участия водителя;
  • простота перестройки температуры стабилизации;
  • контроль работы вентилятора системы охлаждения с помощью запрограммированных тестов;
  • контроль рабочих параметров системы охлаждения при запуске двигателя;
  • автоматическая защита от перегрузки по току свыше 30 А;
  • автоматическая защита от короткого замыкания по току свыше 50 А;
  • легкое встраивание в штатную систему охлаждения;
  • стабилизация температуры двигателя, а не радиатора;
  • высокая надежность;
  • резервирование (штатная система охлаждения остается в качестве дублирующей).
  • для управления блоком не используются механические кнопки, управление бесконтактное, магнитное.

Преимущества при использовании блока управления вентилятором

Принцип работы блока управления вентилятором

Здесь никакого "открытия Америки" нет. Как и нет гигантского эффекта, он составляет в общем 15-30% по отношению к классической системе управления вентилятором.

Когда с помощью реле, включающего электровентилятор в классической системе,  двигатель охлаждается на 10градусов, когда достаточно его охладить на 1градус, лишние 9градусов оказываюся действительно "лишней" работой, которую «Борей» зря не выполняет. Эффект здесь, конечно не в 9 раз, но вдвое выигрыш есть. Выше мы уже писали о том, что вентилятор должен обеспечивать охлаждение ДВС в максимально тяжелом режиме (режиме максимальной мощности). Когда вентилятор в пробке охлаждает двигатель, работающий на 10% своей мощности, ему достаточно и 30% скорости вращения, от большей мощности пользы не будет (подробнее здесь).

В целом, именно эффективные алгоритмы работы управления вентилятором позволяют достичь небольшой экономии, но что более важно, позволяют более точно стабилизировать температуру двигателя. Водители, установившие «Борей», обычно говорят: "установил и забыл, а в пробках стрелка температуры стоит, как влитая".

Установка

Процедура установки БУ ЭВСО элементарна. Блок управления вентилятором имеет три жгута - силовой, жгут питания и жгут управления.
Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'СиличЪ-Борей'

Силовой жгут имеет два разъема. От электровентилятора отсоединяется разъем штатной системы и подстыковывается к первому разъему силового жгута. Освободившийся разъем электровентилятора подсоединяется ко второму разъему силового жгута. Перепутать их не получится, они разные.

Жгут питания содержит два провода питания блока управления, плюсовой подключаются к аккумуляторной батарее через предохранитель.

Жгут управления содержит четыре тонких провода, назначение которых - получать информацию. 

Одна из самых ответственных операций - настройка температуры включения ЭВСО, автоматизирована. Для этого достаточно установить «Борей» параллельно со штатной системой управления ЭВСО, завести мотор и дождаться, пока штатная система сработает и  «Борей» запомнит ее температуру срабатывания. После этого   «Борей» начнет работать вместо штатной системы на чуть более низкой температуре.  

Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения ЭВСО с малым шагом прямо на заведенном двигателе.

Температуру также можно установить вручную нажатием магнитной кнопки управления на  «Борее».

Располагать блок желательно штуцером вбок или вниз, чтобы потоки воды (а таковые все же встречаются на дороге) стекали по блоку, не попадая через штуцер внутрь. Конденсат, поскольку имеется разница температур "день-ночь", тоже имеет свойства скапливаться внутри любого корпуса. Для его слива из внутренностей корпуса обычно предусматривают отверстие в самой нижней части корпуса. В нашем случае после установки «Борея» тоже можно определить такую самую нижнюю точку корпуса и просверлить небольшое отверстие диаметром 0.5-2мм, отступив от дна подальше (на дне установлена вся электроника, лучше предварительно открыть крышку«Борея» и увидеть внутреннее расположение платы). Дополнительно самостоятельно герметизировать корпус герметиком вредно, от конденсата это не защитит, а вот пути выхода пара из корпуса перекроет, в результате скорость накопления конденсата только увеличится.

Более подробно со всеми аспектами работы БУ ЭВСО можно почитать на форуме и в разделе FAQ(слева в меню). Там же расположены и статьи по тематике управления электровентилятором.

Особенности «Борея-КВ»

Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-В 2013г. Назначение элементовГерметичный Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-В 2013г. Схема подключения

 

Жгут управления содержит четыре провода, первый из которых крепится к массе (измерительная масса), второй подключается к штатному датчику температуры двигателя, третий используется в случае, если автомобиль укомплектован кондиционером, четвертый - при необходимости управлять вторым (или резервировать основной) электровентилятором или электропомпой. Разветвление на два контакта у провода датчика температуры удобно при использовании одноконтактного датчика и позволяет иметь разъемное соединение в этом месте. Для двухконтактного датчика ответвление можно отрезать и соединить отрезанную часть с сигнальным проводом датчика для получения тоже разъемного соединения.

Одна из самых ответственных операций - настройка температуры включения вентилятора, автоматизирована. Для этого достаточно установить «Борей-В» параллельно со штатной системой управления вентилятором, завести мотор и дождаться, пока штатная система сработает 4 раза, и уже на 5 раз запустится тест системы охлаждения от «Борей-В» с плавным включением вентилятора до 100%. Дальнейшие включения модуля управления электровентилятором будут происходить с плавной регулировкой оборотов в зависимости от температуры двигателя. Температура включения устанавливается на 5˚С ниже порога срабатывания штатной системы. Для желающих точнее настроить температуру включения специально сделана дополнительная сервисная функция коррекции установленной температуры включения вентилятора с малым шагом прямо на заведенном двигателе в паузах между включениями.

Особенности «Борея-К»

Это более новая модель, она выпущена в 2018году и имеет достаточно большие отличия от более ранних моделей. Однако надо сказать, что никаких грандиозных преимуществ он не имеет, при выборе модели не нужно сильно ориентироваться на ее новизну, если вам нужны впаянные провода - выбирайте «Борей-КВ».

Появились два новых входа - включение и выключение. На первый можно поставить кнопку на принудительный продув, на второй - кнопку "брод".

В «Борее-К» существенно изменено программирование и подключение внешних датчиков. В частности он может работать в следующих конфигурациях:

1. Со штатным датчиком температуры, это был единственный вариант для более ранних моделей «Борея».

2. С автономным датчиком температуры, для более ранних моделей «Борея» для этого надо было установить на плате перемычку и только в модели«Борей-КВ1».

3. Каскадная, ведомый блок повторяет все действия ведущего.

4. С двумя датчиками, один на ДВС,  второй может устанавливаться в другом месте и может быть как датчиком температуры, так и давления. Типовое применение - датчик температуры подкапотного пространства, в пробках вентилятор будет срабатывать не только по температуре ДВС, но и по перегреву воздуха под капотом.

Ниже приведены соответствующие схемы подключения.

«Борей-К» поставляется по умолчанию запрограммированным под схему (первую) со штатным датчиком температуры первого типа, это самый массовый вариант использования «Борея». Пользователю при этой схеме подключения  не нужно будет подробно разбираться с программированием «Борея», достаточно просто правильно подключить блок параллельно штатной системе, настроится он автоматически. Либо, в отсутствии штатной системы, надо поднести магнит (нажать магнитную кнопку) в момент достижения нужной температуры, которую «Борей» и запомнит.

Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Схема включения Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Схема включения Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Схема включения Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Схема включения

Внешний вид Борея:

Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г. Блок плавного управления электровентилятором системы охлаждения БОРЕЙ-К 2018г.  Блок плавного управления электровентилятором радиатора автомобиля 'Борей' 2011г

Подключение автономного датчика температуры

При желании можно врезать в контур циркуляции ОЖ дополнительный автономный датчик температуры (ДТ). В этом случае возникает проблема подачи питания датчика. Можно запитать его через дополнительный резистор 300 Ом от бортовой сети. Но в этом случае показания датчика будут зависеть от колебаний бортового напряжения. Лучшее решение - запитать датчик от стабилизированного источника питания. Это позволяет сделать блок "Борей-К". В нем питание ДТ подается от внутреннего стабилизатора.  Стоит отметить, что если на машине есть штатные датчики, особенно двухконтактные, то лучше использовать их, а не устанавливать автономный датчик.

Два комплекта проводов для «Борея-К», отличающиеся типом разъема

Провода для Борея с российскими разъемами вентилятора Провода для Борея с импортным разъемом вентилятора Packard 12015987

Доступны для поставки четыре комплекта проводов, различающихся типом применяемого разъема вентилятора и полярностью (для  «Борей-А» и  «Борей-К» ). Силовые провода имеют сечение 2.5кв.мм.

Первый тип с российским разъемом хорош тем, что если он не подходит по "пластмассе" к разъему вентилятора, то контакты можно извлечь из пластмассового корпуса и воткнуть по отдельности в разъем вентилятора, учитывая полярность. В автомобилях разных стран применяют разные разъемы, но внутренний тип контакта почти всегда один (размер 6.3мм), в том числе у вентиляторов "Бош" российского производства, а также  "Шеви-Нивы" и "Калины".

Второй комплект проводов с разъемом Packard 12015987 (рисунок справа) подходит по "пластмассе" к большинству импортных вентиляторов, в том числе и вентиляторам "Бош" российского производства, а также к вентиляторам "Шеви-Нивы" и "Калины". Однако разобрать такой разъем уже не получится, контакты внутри специализированные и не подойдут к другому типу разъемов.

Особенности «Борея-КВ4»

Это мощная, более новая модель, она выпущена в 2018году, по программе и настройкам совместимая с «Борей-К». Это модель со впаянными проводами сечением 4кв.мм. Монтируется она аналогично «Борею-КВ», а программируется аналогично «Борею-К».

Повышенная мощность потребовала серьезного изменения внутренней платы. Если предыдущие версии использовали автоматизированный монтаж силовых элементов (первое фото ниже), то эта модель требует их ручного монтажа и пайки, что безусловно увеличивает ее себестоимость.

автоматизированный монтаж силовых элементов для СИЛИЧЪ-БОРЕЙ Контроллер электровентилятора СИЛИЧЪ-БОРЕЙ-КВ4 Контроллер электровентилятора СИЛИЧЪ-БОРЕЙ-КВ4 Пайка в печи БОРЕЙ-КВ4

 

LED-шкала для индикации скорости вращения вентилятора

Led-шкала для контроля скорости вращения вентилятораСветодиодная шкала "Фотон-1" показывает текущую скорость (мощность) вращения вентилятора. Фактически «Фотон-1» - измеритель среднего напряжения на моторе. "Фотон-3" дополнительно имеет шкалу температуры, показывающую отклонения температуры от точки срабатывания вентилятора.

 

  

 

 Доступна для заказа также на отдельной странице, там же более подробное описание.

Монтажный комплект реле

Монтажный комплект для СИЛИЧЪ-БОРЕЙ

Монтажный комплект «Борея» нужен, если необходимо подключить второй вентилятор, электропомпу или зарезервировать основной ЭВСО.

Для этих случаев доступен к заказу монтажный комплект реле, в котором есть само реле, колодка и необходимые провода. Комплект укомплектован паспортом со схемами подключения и полной информацией для монтажа.

Дополнительные устройства.

Удобно часто измерять температуру внешними устройствами. Для этого мы пользуемся примитивным термометром и пирометром.

Термометр с индикатором, Китай. Его выносным термодатчиком можно измерить температуру радиатора, двигателя или любого другого объекта. После настройки Борея термометр можно поместить в салоне для измерения температуры воздуха или унести домой для измерения температуры аквариума. Безусловным преимуществом термометра является цена.

Пирометр, Китай. Позволяет измерять температуру бесконтактно в точке, подсвечиваемой лазером. Точность, конечно, меньше, чем у термометра с выносным датчиком, но зато удобно. Можно измерять температуры в автомобиле  на двигателе, на трушихся деталях типа тормозных дисков или подшипников, дома искать щели в окнах и т.д.

Паспорт устройства

Паспорта предыдущих версий доступны здесь.

заказ

Оформить заказ / КУПИТЬ блок управления вентилятором

Выберите нужный вам товар, установив количество отличное от 0.
ФИО и адрес вы введете на второй странице, нажав на кнопку "Оформить заказ (адрес/доставка/оплата...)".

"Борей-КВ", провода с российским разъемом *
ЦЕНА с оплатой при получении: 6100руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
"Борей-КВ", провода с разъемом Paccard *
ЦЕНА с оплатой при получении: 0руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
"Борей-КВ4", провода 4кв.мм с российским разъемом *
ЦЕНА с оплатой при получении: 7350руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
"Борей-К", коммутация "массы", без проводов *
ЦЕНА с оплатой при получении: 0руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
Комплект проводов 2.5кв.мм. с российским разъемом к "Борею-K" *
ЦЕНА с оплатой при получении: 400руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
Монтажный комплект реле к любому "Борею" *
ЦЕНА с оплатой при получении: 390руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
Комплект деталей разъема Paccard *
ЦЕНА с оплатой при получении: 100руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
"Фотон-1", LED-шкала для "Бореев" на 12вольт *
ЦЕНА с оплатой при получении: 700руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
"Фотон-3", двойная LED-шкала для "Бореев" на 12вольт *
ЦЕНА с оплатой при получении: 1950руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
"Борей-КВ4-24В", коммутация "массы", 24Вольта для грузовиков (только под заказ) *
ЦЕНА с оплатой при получении: 6000руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
Комплект проводов 2.5кв.мм. с российским разъемом к "Борей-К-24В" (только под заказ) *
ЦЕНА с оплатой при получении: 600руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
Пирометр, бесконтактное измерение температуры *
ЦЕНА с оплатой при получении: 900руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.
Термометр с индикатором *
ЦЕНА с оплатой при получении: 500руб., при оплате заранее скидка 10%
купитьшт.

Нажимая кнопку «Оформить заказ (адрес/доставка/оплата...)»,
я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта.

Перед заполнением обратите внимание:
- Если у Вас нет своего e-mail, то введите в это поле Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. тогда всю информацию мы пришлем SMS на ваш телефон.
- Адрес, который указываете в поле "Город, улица, дом" - это надпись на посылке. Сделайте ее, по возможности, более короткой, но понятной, например:
"Н.Новгород Приморская 1 корп.2 кв.3"
или
"с.Полевое Сарат.обл. Ленина 10"

E-mail(*)
Неверная электронная почта

Телефон(*)
Используйте цифры и знак +

номер в формате: +79123456789

Фамилия(*)
Неверный Ввод

Имя Отчество(*)
Нет данных

Индекс почтовый(*)
Неверный Ввод

Город, улица, дом(*)
Нет данных

Автомобиль, двигатель
Неверный Ввод

Посылку отправить(*)
Неверный Ввод

напоминание: пересылка оплачивается дополнительно

Скидки

Комментарий, в т.ч. другие товары в этот же заказ
Введен недействительный тип данных